В Грузии в преддверии парламентских выборов вновь заговорили о попытке Москвы повлиять на исход голосования. Некоторые эксперты считают, что Кремль пытается не просто протолкнуть «своих» в политические элиты, но и подорвать престиж самой грузинской государственности. Этот выпуск [áмбави] посвящен грузинским выборам и предполагаемому российскому вмешательству.
Однажды русский генерал,
Вдоль по Кавказу проезжал…
Что делал русский генерал на Кавказе, стало известно из доклада 1920 года военного атташе при полномочном представительстве РСФСР в Тбилиси Павла Сытина. Менее чем за год до советской оккупации военный разведчик докладывал в Москву, какие болевые точки обнаружил в Грузии, и как они помогут ликвидировать ее независимость. Рекомендации Сытина, как оказалось, актуальны и спустя 100 лет.
Это «Амбави», и сегодня мы поговорим о парламентских выборах в Грузии.
«Грузии угрожает, как одинокому государству, быть попросту взорванной».
Из доклада военного атташе при Полномочном представительстве РСФСР в Грузии П. П. Сытина о ситуации в стране, декабрь 1920 года.
Давая «беспристрастную характеристику» Грузинской Демократической Республики, Сытин рассказывает о противоречиях, которые могут быть использованы Москвой. Задолго до появления термина «мягкая сила», Россия на Кавказе с успехом комбинировала ее с традиционной жёсткой.
«Из своего кратковременного пребывания в Тифлисе я убежденно могу сказать, что здесь за деньги все можно сделать и все сведения можно получать – вопрос только в отпуске денег. Можно не только иметь осведомителей от себя, но и получить осведомителей, занимающих сейчас в Грузии ответственные посты».
Из доклада военного атташе при Полномочном представительстве РСФСР в Грузии П. П. Сытина о ситуации в стране, декабрь 1920 года.
Пост вице-спикера парламента Грузии можно считать вполне ответственным. Ирме Инашвили, одному из лидеров партии «Альянс патриотов», пришлось в прямом эфире клясться перед богом, народом и телезрителями, что она никогда не брала российских денег.
Но масштабное расследование Центра «Досье» говорит об обратном. Согласно утечке, Кремль потратил на предвыборную кампанию грузинской партии правого толка почти восемь с половиной миллиона долларов. Как утверждается, московские деньги покрывали практически все расходы – от привлечения «выдающихся людей», высказывающихся в поддержку «Альянса», до приобретения шариковых ручек.
По данным «Досье», партия Ирмы Инашвили получает методички и «памятки агитатора» от близких к Кремлю политтехнологов, уже проводивших избирательные кампании «под ключ» в России и т. н. ближнем зарубежье.
Предполагаемое финансирование «Альянса патриотов» – предполагаемое, потому что прокуратура и служба госаудита Грузии без особого энтузиазма расследуют возможное нарушение запрета на пожертвования из-за рубежа – это классическая история того, как внешние силы взращивают внутри страны «пятую колонну». Если это действительно так, то «Альянс» справляется с поставленной задачей.
Сергей Лавров, министр иностранных дел России:
«Я убежден, что наши отношения с Грузией восстановятся, наладятся. И мы видим появление грузинских политиков, которые за это выступают. Пока это еще небольшие партии в правящих элитах».
На предыдущих выборах 2016 года «Альянс патриотов» буквально протиснулся в парламент. Партия, которую некоторые считают аффилированной с правящей «Грузинской мечтой», чудом получила одну сотую процента голосов, что обеспечило ей депутатские мандаты – при 5-процентном проходном барьере они взяли 5,01%.
Статус парламентской партии придал действиям популистского политического движения некой солидности.
И, по мнению некоторых экспертов, незадолго до выборов в парламент своими «солидными» достижениями «Альянс» помог Москве застрелить двух зайцев. Поездка в оккупированную Абхазию вице-спикера парламента Ирмы Инашвили и ее однопартийца Георгия Ломия стала бальзамом на душу многих патриотов. Несмотря на уверения в том, что поездка была сугубо гуманитарной – они посетили храм в селе Илори, чисто формально визит политика такого ранга стал беспрецедентным политическим событием.
Одним подстреленным зайцем в этой истории стал рейтинг «Альянса» – они набрали некоторые очки как партия, способная организовать – пусть и «через друзей в Москве» – встречу с абхазами. Второй раненный заяц помог Москве добиться обратного – абхазы, открытые к общению с грузинами, были дискредитированы, и потенциальный диалог был полностью подорван.
Этот же принцип, вероятно, был задействован в т. н. Деле картографов, которое так же, как и «абхазская экспедиция», греет душу рядовым грузинам. Вопрос лишь в том, насколько оно отвечает национальным интересам.
На этот раз в истории оказалась замешана не маргинальная партия с сомнительным рейтингом, а правящая «Грузинская мечта». Итак, коротко: на скамье подсудимых – сотрудники комиссии по делимитации границы с Азербайджаном, работавшие в годы Саакашвили. По версии следствия, их действия могли привести к территориальным уступкам в пользу Баку. Причем, в сакральном для грузин месте – районе монастырского комплекса Давид Гареджи.
«Теперешние [большевистские] главари Грузинского правительства, ранее явившиеся на Северном Кавказе и Азербайджане в качестве проводников идей Советской России, в полной мере их, попав в Грузию, пытаются доказать, что они не изменники своей родины (в чем их не раз упрекали), а строители самостоятельной Грузии, и что они ни с кем считаться не желают…».
Из доклада военного атташе при Полномочном представительстве РСФСР в Грузии П. П. Сытина о политике нового грузинского большевистского руководства, 26 апреля 1921 года.
Перед самыми выборами рассказав о том, что православную святыню удалось уберечь, «Грузинская мечта» несомненно согрела душу значительной части электората. И ей тоже в этом помогли «друзья из Москвы».
Поводом для возбуждения Дела картографов стало появление оригиналов топографических карт 1930-х годов. Из Москвы в Тбилиси их прислал российский бизнесмен грузинского происхождения Давид Хидашели – «грузинский патриот», как его настойчиво называет министр обороны Ираклий Гарибашвили. Тот же Гарибашвили говорит, что добыть карты удалось по итогам настоящей спецоперации в стране-оккупанте, сродни тем, что проводит израильский «Моссад».
Впрочем, оппоненты власти сочли, что спецоперацию провел не Тбилиси, а как раз Москва. Как Давиду Хидашели удалось получить хранившуюся в российском архиве карту? В СМИ вспыли имена людей, которые могут указывать на причастность Кремля к Делу картографов. По некоторым данным, Хидашели помог секретный офицер внешней разведки России Олег Мубаракшин.
Сам Хидашели много лет занимал руководящий пост в крупнейшей российской корпорации «Система». Ее основной акционер – приближенный к Кремлю олигарх Владимир Евтушенков, которого в СМИ, к примеру, называют «спонсором войны в Донбассе».
Еще одно всплывшее имя – Бежан Маисурадзе. Последний оказался среди учредителей фонда содействия возрождению и укреплению духовно-исторических, национально-культурных традиций русского и грузинского народов «Соотечественники». Кстати, там же, среди учредителей, есть и Игорь Гиоргадзе.
Раскручивая перед выборами тему патриотизма, «Грузинская мечта» пытается перетянуть на свою сторону голоса электората, легко подкупаемого националистической риторикой. Правые тезисы ложатся на благодатную почву, и этим пользуются не только в правящей команде. В целом националистический фронт в Грузии, согласно множеству докладов и расследований, напрямую управляем из Москвы.
«Шовинизм, и притом доведенный до крайней степени выражения, есть основная черта в настроении мелких народностей, населяющих Закавказье».
Из доклада военного атташе при Полномочном представительстве РСФСР в Грузии П. П. Сытина с анализом событий до и после ликвидации независимости Грузии, 22 апреля 1921 года.
Помимо «Альянса патриотов» перед нынешними выборами в парламенте активизировался и откровенно ультраправый «Грузинский марш». Франшиза «Русского марша» в целом мало чем отличается от коллег за границей: консерватизм, гомофобия, антилиберализм и антимигрантские лозунги.
Обещая электорату уже с трибуны парламента защищать национальные интересы, «Грузинский марш», возможно, намерен защищать не только их. В сети появилась аудиозапись телефонного разговора, предположительно, лидера движения Сандро Брегадзе с членом Совета Федерации России Игоря Морозова. Российский сенатор предлагает грузинскому националисту «немножко позаниматься делами, бизнесом». Пропан и бутан – вот что предлагает Морозов. Обещает дать контакты человека, который поможет Брегадзе «стать серьезным дилером».
Газовый бизнес, правда, может быть политически взрывоопасным. В Тбилиси многие сочли, что прозвучавшее, как предполагается, за полгода до выборов бизнес-предложение – это лишь способ легализовать российские финансовые вливания в грузинскую политику.
То, что в Грузии Москва ставит именно на правые силы, очевидно. И «Альянс патриотов», и «Грузинский марш» занимают откровенно антизападные позиции. Как и посвященный в рыцари бизнесмен Леван Васадзе.
Леван Васадзе часто ведет своего рода политические проповеди в YouTube. Но в самой политике появляется избирательно. Настаивая на том, что «воссоединение Грузии возможно только при доброй воле России, которая должна, наконец, понять, что мы не враги», бизнесмен считает своей миссией переубедить Москву. Кое-кого он якобы уже переубедил – это идеолог внешней политики Кремля Александр Дугин. Последний не скрывает: правительство Иванишвили для Москвы – лишь буфер. На следующем этапе он, вероятно, видит в Тбилиси открыто пророссийскую власть.
Уже 31 октября станет понятно, с кем именно Россия будет обсуждать проблемы. Наблюдатели не исключают, что правящей «Грузинской мечте» придется формировать коалиционное правительство. И если союз с прозападной оппозицией трудно себе представить, то многое становится очевидным.
Нынешние парламентские выборы, как и выборы 2012 года, могут значительно повлиять на политический ландшафт Грузии и ее внешнеполитические ориентиры. В Москве, как и в 2012-м, это прекрасно понимают.
Некоторые грузинские эксперты считают, что Кремль пытается не просто протолкнуть «своих» в политические элиты, но и подорвать престиж самой грузинской государственности. И здесь снова можно процитировать Павла Сытина, 100 лет назад отправлявшего в Москву депеши: «Государственный организм будет так слаб, что перемена образа правления, занятие Грузии русскими войсками произойдет без особенного сопротивления и без кровопролитий».
Здесь же можно вспомнить месседж, озвученный российским президентом Владимиром Путиным накануне выборов 2012 года. Похоже, и он всё еще актуален:
— Выборы в Грузии когда?
— От выборов зависит?
— От этого тоже.