«Еще один, на этот раз, немецкий военнопленный казнен "Исламским государством". Они предприняли попытку военной операции с целью его освобождения, но провалили, решив судьбу этого бедного человека!», - поспешил сообщить мне Тоби Лопес, явно огорченный собственным бессилием. В трагедии, по глубокому убеждению малоизвестного за пределами США, но «сделавшего» заголовки западной прессы американца, виноваты власти его страны. «Я бы мог помочь, понимаешь?», - настаивал Тоби. Мы познакомились с ним чуть более двух месяцев назад. Лопес нашел меня в интернете, как и всех других журналистов по всему миру, которые когда-либо писали о рыжебородом грузинском командире ИГИЛ Тархане Батирашвили, более известном как Абу Умар аш-Шишани.
Это — история рядового американца, 45-летнего автомобильного дилера из штата Делавэр. Подталкиваемый одновременно любопытством и чувством чудовищной несправедливости, он вошел в интернет перекинуться с юзерами парой слов о том, что не обсуждал лишь ленивый — событиях в Сирии. И неожиданно для себя Тоби установил связь с самим, как утверждает он, Абу Умаром аш-Шишани.
В августе 2014-го продавец Toyota из Довера (столица штата Делавэр), 42-летний Тоби Хуан Лопес, расстроенный новостью об очередном обезглавленном пленнике ИГИЛ — журналисте Джеймсе Фоли, решил начать задавать прямые вопросы. При помощи своей учетной записи в Twitter, он стал критиковать тех, кто связан или симпатизирует «Исламскому государству», ставя под сомнение их верность Корану.
Одним из оппонентов Лопеса в этой научно-познавательной полемике оказался некий чеченский повстанец, хвастающийся своими подвигами на Ближнем Востоке. Тот пригласил Тоби обсудить вопрос предметнее в дискуссии по электронной почте, а затем — и в режиме аудиочата посредством Skype и других платформ.
Автомобильный дилер, вовлеченный в виртуальный мир халифата, в деталях описываемый его собеседником, был уверен, что говорит с настоящим Умаром аш-Шишани — военным командиром ИГИЛ, бывшим сержантом грузинской армии, ликвидированным в июле 2016 года в результате авиаудара США в провинции Ал-Ширкат ( город в мухафазе Салах-эд-Дин) в Ираке.
Переписка между американским предпринимателем и исламистским боевиком продолжалась несколько месяцев. Собеседники говорили обо всем: от законов шариата и военной стратегии ИГИЛ — до розового Iphone, добытого воином джихада для своей дочери. В подтверждение своих слов и личности, «аш-Шишани» отправлял Лопесу многочисленные фото и видео, якобы изображающие его жизнь в «Исламском государстве». Одним из таких «графических свидетельств» было видео с участием человека с длиной рыжей бородой, похожего на Тархана Батирашвили. По крайней мере, это сходство Лопесу подтвердили некоторые американские журналисты, изучавшие материалы дела.
Интернет-общение с джихадистом так затянуло предпринимателя, что тот решил оставить работу, объяснив свое решение начальству так:
«Моя онлайн жизнь стала чересчур отвлекающей!..».
К своему интернет-знакомству Тоби Лопес отнесся слишком серьезно. Доскональное изучение американскими журналистами аудиозаписей, фотографий и прочих медиафайлов, которые присылал Лопесу партнер по чату, показало: на том конце линии вовсе не рыжий «генерал» аш-Шишани, а некий курдский иммигрант в Скандинавии. Но Лопес стоял на своем.
Во время последних бесед, по рассказам автодилера из Делавэра, джихадист говорил о планах вернуться на родину и бороться против России. Слухи, которые в свое время доходили и до родной для рыжебородого «генерала» Грузии.
Очень скоро разговор двух людей, ведомый, как представлялось, из разных концов света, повернул в новое русло: аш-Шишани предложил Тоби Лопесу сделку, утверждая, что за деньги можно обеспечить освобождение американских заложников, находящихся в плену у «Исламского государства». И в частности, Кайлу Милер, работницу гуманитарной миссии из штата Аризона.
Тоби Лопес, как примерный гражданин, следуя известной американской рекомендации, напоминающей о потенциальной террористической угрозе в подземках, метро и на улице «If you see something, say something!», не преминул сообщить спецслужбам о том, что увидел и услышал. С санкции ФБР Тоби продолжил общение с джихадистом. Но система перестала быть лояльной к человеку, как только тот попытался стать частью этой системы.
Лопес поверил, что может спасать жизни. И позднее он даже будет навещать семьи тех, кто находится в плену у террористической организации, убеждая, что за деньги можно вернуть их близких домой.
Но вскоре его координаторы из Федерального бюро сообщат: его собеседник — всего лишь жулик, выдающий себя за важную персону в иерархии ИГИЛ. И его цель, скорее всего, выудить у впечатлительного американца деньги. Тоби порекомендуют завязать с перепиской. Впрочем, последний, убежденный в своей правоте и подлинности @omarshishani, продолжит общение и не перестанет давать ФБР непрошеные советы по поводу того, как вести переговоры с джихадистами. Очень скоро государство перестало воспринимать Тоби Лопеса всерьез, и, похоже, это его сильно расстроило.
Один из сотрудников ФБР, координирующий дело Лопеса, писал в своем отчете, что американец закидал его многочисленными мейлами: лишь за девять дней сотрудник агентства получил от Лопеса около 80 писем. В одном из них говорилось: «Все, что я могу сказать, это уходи!.. Ты понял все правильно??? Любая попытка арестовать меня будет расценена как акт предательства…».
Тон сообщений лишь ужесточился, когда Кайла Милер была убита в результате авиаудара, нанесенного силами Иордании в сирийском городе Ракка 6 февраля 2015 года. Лопес обрушился на агента ФБР с обвинениями, что тот упустил возможность спасти девушку.
«Помни! Что бы не произошло с тобой… Ты заслужил это, ты лживый кусок г…», — сокрушался Лопес.
Этого оказалось достаточно, чтобы выдвинуть против гражданина США обвинение в угрозах нанесения вреда одному из сотрудников ФБР. Впрочем, правоохранители на стали терять времени, пытаясь убедить Лопеса признать вину. Его посадили за решетку более чем на год, переводя из одной тюрьмы в другую: Оклахома, Пенсильвания, Делавэр, Нью-Йорк… Дольше всего Тоби пробыл в медицинском исправительном центре Батнера. Две экспертизы, на которых настояло правительство, заключали: у Лопеса нервное расстройство. При этом долгое время заключенному не давали доступа к юридической помощи и лишь спустя более года защита обвиняемого добилась еще одного медицинского обследования, которое признало еще вчерашнего безумца вменяемым. Все обвинения были сняты, и Лопес, спустя 13 месяцев со дня заключения, был освобожден.
Даже после тюрьмы Тоби не перестал убеждать окружающих, что говорил с Умаром аш-Шишани, и не оставлял попыток найти хоть какое-то подтверждение своим словам. В попытке «установить правду», Лопес, на условии нераспространения, предоставил часть материалов и СОВЕ.
Изучив материалы, мы пришли к выводу, что человек, выдающий себя за Умара аш-Шишани, не имеет к последнему никакого отношения.
Люди, знакомые с реальным Тарханом Батирашвили, ознакомившись с аудиозаписью переговоров, не смогли идентифицировать его голос, подтвердив: Тархан не говорил по-английски и никогда не вступил бы в подобный контакт. Кроме того, они опровергли подлинность фотографии, полученной Тоби Лопесом от собеседника и якобы изображающей дочь Батирашвили, Софию.
И пусть не было никакого аш-Шишани на том конце «провода». Но был некто, выдающий себя за полевого командира и демонстрирующий, как непосредственно и глубоко может «втянуть» радикальная идея либерально мыслящего человека. Нет, Лопес не радикализировался, и даже не пытался каким-либо образом пособничать террористам. Но, тем не менее, он угодил в тюрьму. И не одну. Не будь огласки, которой было предано его дело, и интереса со стороны СМИ и общества, уверен Лопес, он бы до сих пор лежал в центре Батнера с иглой в вене. Похоже, Тоби уже и сам не уверен, что человек, с которым он говорил, был Умаром аш-Шишани. Но законопослушный американец все же считает: тот непременно был кем-то иным, аффилированным с «Исламским государством». И продолжает верить, что может и должен спасать жизни.
В настоящее время Тоби Лопес судится с американским правительством. Он внес жалобу против высокопоставленных чиновников, ответственных за незаконное, как пытаются доказать адвокаты, тюремное заключение. Иск также призван взыскать с государства 100 млн. долларов за моральный и физический ущерб, нанесенный Лопесу. Как рассказал Тоби СОВЕ, кроме прочего, он намерен добиться изменений в законе, запрещающем членам семей заложников предлагать террористам выкуп в попытке спасти родных.
Так никому не известный продавец автомобилей из небольшого американского городка, неисправимый романтик, убежденный, что он может договориться с самой опасной в мире террористической организацией, превратился в человека, бросающего вызов системе и властям. И, пусть он с самого начала понимал, что нет никакого Абу Умара аш-Шишани. Правосудие, вероятнее всего, будет на его стороне. В любом случае, американскому истеблишменту придется запастись железными аргументами. Предстоит объяснить общественности, почему за словесные угрозы в адрес сотрудника ФБР можно упечь человека в тюрьму, ошибочно объявив его невменяемым, и настаивать на применении медикаментозного лечения, которое ему не нужно, а затем освободить и снять все обвинения.
«Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь»- цитирует Тоби Лопес великого Ганди, и надеется, что ему хватит сил дойти до конца в этой отчаянной борьбе одного человека за вполне возможный, как ему кажется, лучший мир.