Каждый десятый заразившийся коронавирусом продолжает испытывать симптомы заболевания и по прошествии восьми недель. Риск такого протекания болезни, которое называют «долгим ковидом», превращает жизнь даже молодых и здоровых заразившихся в подобие «русской рулетки» с непредсказуемым исходом, считает ведущий британский иммунолог.
Группа работников британской системы здравоохранения, у которых заболевание приняло долгую и тяжелую форму, и профессионалы в области медицины на заседании парламентской группы во вторник описали течение болезни.
По их словам, спустя длительное время после заражения многие продолжают испытывать боли, постоянное утомление и тяжелые повреждения нервной системы.
Даже для молодых и здоровых людей заражение вирусом может нести серьезные риски, предупреждают они, предостерегая от «черно-белого» восприятия ковида, который якобы или смертелен или протекает легко и быстро.
Действительно, большинство людей переносит заражение сравнительно легко, но у значимого меньшинства — от 5% до 10% — симптомы сохраняются на протяжении нескольких недель после заражения.
Присутствие таких «долгоиграющих» симптомов и называют «долгим ковидом». Они могут проявлять себя по-разному, в спектре от беспокоящих до совершенно изнурительных. Среди них удушье, хроническая усталость, утрата обоняния и вкуса, а в крайних случаях — повреждения внутренних органов.
Также заболевшие говорят о появлении у них диабета, тромбов и диареи. Есть даже предварительные признаки, указывающие на изменения в структуре головного мозга у некоторых заразившихся.
Доктор Натали Макдермотт — педиатр, которая считает, что коронавирусом она заразилась от коллеги.
После заражения у нее появились боли, которые мешают ей ходить. Врачи подозревают у нее повреждение спинного мозга.
«Молодые люди, которые считают себя неуязвимыми, должны быть более осторожными», — говорит она.
«Мне 38, и я, возможно, уже не смогу ходить без костылей. Возможно, мне придется передвигаться в инвалидной коляске», — предполагает Макдермотт.
«Да, вы скорее всего не умрете, но могут появиться хронические проблемы», — добавляет она, обращаясь к к молодому поколению.
Сколько людей болеют в затяжной форме?
Точное их количество неизвестно.
Переболевшая «долгим» ковидом профессор и врач Нисрин Алван из Саутгемптона говорит, что потенциально количество таких же, как она, пациентов может оказаться ошеломляющим.
Если в этой форме болеют 10% заразившихся, то речь может идти о 40 тыс. случаев в одной Британии только за последнюю неделю, говорит она.
Британское национальное бюро статистики публиковало результаты пробного опроса, целью которого было определить число заболевших «долгим» ковидом, но не смогло прийти к точной оценке из-за того, что из опроса выбыло слишком много участников.
Предварительная оценка, сделанная на основе этого опроса, говорит о том, что длительное течение болезни отмечается у каждого десятого заразившегося.
Согласно другим исследованиям, от вируса продолжает страдать один из 20 пациентов по результатам наблюдений на девятую неделю после заражения, а у каждого 50-го симптомы могут сохраняться дольше трех месяцев.
«Даже если вы не умрете»
«Мы говорим так, будто смерть — единственный плохой исход заболевания», — говорит доктор Алван.
Однако и она подчеркивает, что коронавирус может оставлять инвалидами прежде совершенно здоровых людей, влияя на их возможность работать и заботиться о своих семьях.
«У нас нет системы, для того чтобы записывать такие случаи и мы не можем оценить ущерб», — говорит она.
Помимо того, что точное количество заболевших в затяжной форме неизвестно, на заседании рабочей группы было отмечено отметили, что до сих пор крайне мало известно о биологических механизмах длительного течения заболевания.
«Это глава для учебников медицины, которая пока не написана и которую нужно написать», — отметил иммунолог Дэнни Альтманн из Имперского колледжа Лондона.
«Это действительно похоже на «русскую рулетку», — добавил врач.
«Даже если вы не в группе риска и не умрете […] вы не можете знать, пойдете ли на поправку в течение нескольких недель или окажетесь на костылях или в креске-каталке», — предостерегает он.