За возвращением в Россию Алексея Навального, которого задержали прямо на погранконтроле в аэропорту «Шереметьево», наблюдали и в Грузии. Пользователи соцсетей удивились смелости оппозиционера, еще не оправившегося от отравления «Новичком», и даже стали предрекать путинскому режиму скорый крах. Но кем в действительности является Навальный и что его гипотетический приход к власти может принести Грузии?
Он – не Путин. Такой аргумент в пользу Навального, чье имя в Кремле даже не произносят, часто используют участники политических дебатов в интернете. Одни считают его харизматичным политиком и угрозой режиму, другие – блогером-антикоррупционером, а третьи – частью системы и нанятым актером в рамках операции «преемник».
Цифры говорят о том, что в России Алексею Навальному как политику доверяют лишь 2% населения (опрос «Левада-Центра»). Но видео-разоблачения на его YouTube-канале набирают миллионы просмотров.
К оппозиционному политику, за которым следует «поколение несогласных», многие относятся с настороженностью. Причин много – это и черный пиар, устроенный на федеральных телеканалах (по статистике, их смотрят более 60% россиян), и заигрывания самого Навального с ультраправыми идеями. Это и стало причиной исключения блогера из партии «Яблоко», с которой он начинал свою политическую карьеру.
На прямой вопрос о том, националист ли он, сам Навальный в интервью журналисту Юрию Дудю три года назад ответил так:
«Многие меня так называют. Причем, либеральная часть общественности часто называет меня националистом. Националисты называют меня часто либерастом. Свой среди чужих, чужой среди своих. Все эти идеологические клише просто неприменимы ко мне. У меня есть один пункт программы, который принято считать националистическим. Введение визового режима со странами Средней Азии и странами Закавказья. Не вижу здесь ничего националистического. Ведь Германия не разрешает мне въехать к ним без визы. Я не хочу, чтобы сюда без визы въезжали прекрасные граждане Узбекистана и Таджикистана. Это абсолютно нормальная европейская мера».
Навальному припоминают и его участие в 2011 году в кампании под лозунгом «Хватит кормить Кавказ». Но даже это оказалось на руку оппозиционеру – «идеологическое клише» мешает госпропаганде провозгласить его агентом западных спецслужб.
Навальный взят под стражу на 30 суток. Суд проходил прямо в отделе полиции
Навальный и Грузия
В 2008 году в Грузии, кажется, определились с отношением к Навальному. Во время «августовской войны» оппонент Путина дублировал его риторику, приветствуя российскую агрессию. И хотя впоследствии в Тбилиси главного критика Кремля стали воспринимать как меньшее зло, сам Навальный пересматривать свою позицию практически не стал. В 2016 году в интервью Радио Свобода оппозиционер заявил, что и при нем «российская военная база, видимо, будет». Ибо «как иначе?».
«Я не готов сейчас ответить на этот вопрос. Надо рассматривать в комплексе, потому что есть вопрос Абхазии, есть вопрос Южной Осетии, есть вопрос налаживания взаимоотношений с Грузией. От того, что завтра Россия перестанет поддерживать и спонсировать Южную Осетию и Абхазию, что изменится? Они станут от этого частью Грузии?»
В том же интервью Навальный заявил: «Российско-грузинская война, российский ввод войск на территорию Южной Осетии был спровоцирован действиями грузинской стороны». Единственное, о чем он спустя годы пожалел, – что назвал грузин «грызунами», «по генштабу которых хочется запулить крылатой ракетой».
«Это некрасиво, и, на самом деле, нивелировало весь пост. Под всем остальным написанным тогда подписываюсь»
Три года назад в интервью Ксении Собчак Навальный подтвердил, что выступал за признание Сухуми и Цхинвали. «Они – независимые». «Абхазия и Южная Осетия – это регионы, которые изначально, с момента распада Советского Союза, заявили о выходе из состава Грузии. И в Цхинвали, и в Сухуми были кровавые события. Там была практически война», – сказал он.
Тогда Навальный также добавил, что ситуацию с Абхазий, Южной Осетией и Приднестровьем, которое он также считает независимым, нельзя сравнивать с Крымом. По украинскому полуострову он занимает несколько парадоксальную позицию. С одной стороны, говорит политик, «Крым был захвачен с вопиющим нарушением всех международных норм», а с другой – «Крым останется частью России и больше никогда в обозримом будущем не станет частью Украины».
Бывший посол Грузии в России Валерий Чечелашвили, впрочем, уверен: Навальный быстро учится и развивается. Что самое главное – в его команде есть люди, которые формируют позицию, в том числе, по международным вопросам. Это и политик Владимир Милов, и ученый-экономист Сергей Гуриев.
«Это – люди с большим авторитетом, у них абсолютно однозначное отношение, в том числе, к российско-грузинской войне 2008 года. Они без обиняков говорят, что это была агрессия России против Грузии, которая закончилась незаконной оккупацией грузинских регионов, и что эту ситуацию нужно исправлять. Поэтому, думаю, в этом смысле позиция Навального претерпевает динамические изменения, и в принципе он, как политик, очень хорошо понимает, что основные проблемы у России возникают из-за ее экспансионистского курса в отношении ближайших соседей. Прежде всего это Грузия, Украина и Молдова».
По словам Чечелашвили, Навальный хорошо понимает и то, что без урегулирования отношений с соседями на основе норм и принципов международного права Москва никогда не сможет стать полноценным глобальным игроком.
В свою очередь экс-посол Грузии в Великобритании Георгий Бадридзе признается, что не питает иллюзий относительно внешнеполитической доктрины Алексея Навального. По словам дипломата, поскольку российский оппозиционер не является ни демократом, ни тем более либералом, кардинальных изменений курса Кремля в случае гипотетической смены власти ждать не стоит. Бадридзе, впрочем, не исключает, что поддержка, которую Навальный получил на Западе, могла скорректировать его позицию.
«В конце концов, ему спасли жизнь в Германии. Он был бы мертв, если бы не активная позиция Запада, и в частности канцлера Ангелы Меркель. Я не исключаю, что это немного смягчило его позицию, хотя, если в России не изменится существующая политическая система, любой будущий лидер будет вынужден продолжать такую же линию, стратегию, когда внешний мир, Запад в частности и конкретно соседние государства представляются как угроза. Россия как бы является осажденной врагами крепостью».
Бадридзе говорит, что не может утверждать, будет ли внешняя политика Навального непременно радикально другой. «Но шанс есть. И несмотря на то, что мы хорошо помним его высказывания и поддержку путинской агрессии в отношении Грузии, я не исключал бы другой какой-то позиции, хотя особых причин для оптимизма у меня нет», – добавляет бывший посол.
Фактор Навального
В экспертных кругах считают – Навальный лучше Путина, хотя тоже империалист. Просто более умеренный. Возможно, в случае его прихода к власти России удастся покинуть клуб стран-изгоев, в отношении которых крупнейшие мировые демократии ввели санкции. Москва постепенно начнет возвращаться в систему международных отношений и играть по общепринятым правилам. По мнению дипломата Валерия Чечелашвили, Навальный стал бы более прогнозируемым лидером, чем Путин.
«Он постепенно формируется как политик и сегодня довольно последовательно критикует путинскую власть. У него очень профессиональные расследования. Они говорят о том, что он очень хорошо понимает природу этого режима и видит, как из этой ситуации можно выйти как с точки зрения внутреннего устройства России, так и с точки зрения ее поведения на международной арене. Поэтому человек, принявший правила игры, которые существуют в международных отношениях, более предсказуем. Путин с легкой руки господина Суркова продвигает идею т. н. суверенной демократии. То есть суверенного права государства решать, что такое демократия, а что нет. Нельзя быть наполовину честным человеком. Ты или соблюдаешь правила игры, или не соблюдаешь. С этой точки зрения, думаю, Навальный будет более прогнозируемым».
О том, какое влияние может оказать т. н. «фактор Навального» на Россию, можно судить по реакции российских властей, считает Георгий Бадридзе. По словам бывшего посла Грузии в Лондоне, совершенно очевидно: власть его боится больше всего.
«Намного больше, чем любой другой по-настоящему политической оппозиции. В принципе, такой оппозиции в России осталось очень мало. Ни одна из политических групп не вселяет в Кремль такой страх, как Навальный. Потому что он не является обычным политиком и тем более не проповедует какие-то либеральные демократические ценности. Он бьет по самому больному – по коррупции. Он и его команда просто делают очевидным масштаб воровства правящей элиты, из-за чего обычные россияне живут беднее, чем граждане любой другой развитой страны. Россия может и должна быть одной из самых богатых стран. Но как раз из-за такой модели, политической системы, которую господин Путин назвал вертикалью власти, Россия остается в большей степени неразвитой страной».
Санкционное оцепление. Или как Москва погружалась в изоляцию
Фактор Навального – это шанс для России построить новую государственную систему, говорит, в свою очередь, Валерий Чечелашвили. Первая такая возможность представится в сентябре 2021 года. Правда, это в том случае, если оппозиционер будет допущен к выборам в Госдуму.
Сегодня Кремль последовательно делает из главного своего оппонента героя. Имя Навального появляется в сводках всех мировых СМИ, за него заступаются западные лидеры, а на родине в аэропорту его встречают сотни сторонников. После провала отравления оппозиционера каждый следующий шаг лишь расшатывает позиции российских властей, считают эксперты.
«В шахматах это называется цугцванг. Любой следующий ход ведет к ухудшению собственной позиции. Сегодня в Кремле просто растеряны и не очень понимают, что им делать с ним. Не потому что хотят сделать из него героя, а потому что они просто не знают, что делать с этой проблемой», – говорит Чечелашвили.
Возможно, в этом и кроется объяснение репрессивной политики Кремля – там просто действуют по заданной инерции, не прогнозируя дальнейшие события. Спикер Госдумы Вячеслав Володин, к примеру, заявил: за действиями Навального стоят иностранные государства – он лишь «инструмент», который используют Госдеп и западные спецслужбы. Людям, которые «предали страну», нет места среди российских органов власти, добавил Володин, очевидно намекая на предстоящие выборы в Госдуму.
А вот Владимир Жириновский – неформальный рупор российской власти, зачастую озвучивающий истинные намерения Кремля – призвал строжайше наказать Навального, так как он завербован западными спецслужбами и уже много лет ведет антигосударственную деятельность.
«Надо отправить далеко-далеко от Москвы, на Север, туда, где тундра, где птицы на лету замерзают и падают на землю».
По словам Жириновского, его ЛДПР против репрессий, но Навальный заслужил «нормальное наказание», до 20 лет лишения свободы: «Человек завербован давно уже как диверсант, которого обучили здесь создавать ситуации, как в Киеве на Майдане, в Тбилиси и так далее».