Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла свое решение по межгосударственному делу «Грузия против России» (II) (иск № 38263/08). Иск касался утверждений правительства Грузии об административных действиях со стороны Российской Федерации, повлекших за собой различные нарушения Европейской конвенции о защите прав человека во время «августовской войны».
По мнению Страсбурга, события, имевшие место в ходе активной фазы боевых действий (8–12 августа 2008 г.), не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Но ЕСПЧ постановил, что Россия осуществляла «эффективный контроль» над Южной Осетией, Абхазией и «буферной зоной» в период с 12 августа по 10 октября 2008 г., когда российские войска должны были официально покинуть эти территории.
«После этого периода сильное присутствие России и зависимость властей Южной Осетии и Абхазии от Российской Федерации свидетельствовали о том, что «эффективный контроль» над Южной Осетией и Абхазией продолжался. Таким образом, Суд пришел к выводу, что события, произошедшие после прекращения боевых действий, то есть после Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г., подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Установлен ряд нарушений Конвенции».
Большая палата ЕСПЧ в составе 17 судей постановила:
- 11 голосами против 6 – что события 8-12 августа 2008 года не подпадают под юрисдикцию РФ;
- 16 голосами против 1 – что события, произошедшие после прекращения боевых действий, подпадают под юрисдикцию РФ;
- 16 голосами против 1 – что имела место административная практика, противоречащая статьям 2, 3 и 8 Конвенции и статье 1 Протокола № 1;
- единогласно – что грузинские гражданские лица, задержанные южноосетинскими войсками в Цхинвали примерно с 10 по 27 августа 2008 года, подпадают под юрисдикцию РФ в рамках статьи 1;
- единогласно – что имела место административная практика, противоречащая статье 3, в отношении условий содержания под стражей примерно 160 грузинских гражданских лиц и унизительных действий, которые причинили им страдания и должны были рассматриваться как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение;
- единогласно – что имела место административная практика, противоречащая статье 5, в отношении произвольного задержания гражданских лиц Грузии в августе 2008 г.;
- единогласно – что грузинские военнопленные, задержанные в Цхинвали с 8 по 17 августа 2008 г. южноосетинскими силами, подпадают под юрисдикцию РФ в рамках статьи 1;
- 16 голосами против 1 – что имела место административная практика, противоречащая статье 3, в отношении актов пыток, жертвами которых стали грузинские военнопленные;
- 16 голосами против 1 – что граждане Грузии, которым было запрещено вернуться в Южную Осетию или Абхазию, подпадают под юрисдикцию РФ;
- 16 голосами 1 – что имела место административная практика, противоречащая статье 2 Протокола № 4, в вопросе неспособности граждан Грузии вернуться в свои дома;
- единогласно – что нарушение статьи 2 Протокола № 1 не имело места;
- единогласно – что Российская Федерация имела процессуальное обязательство в соответствии со статьей 2 Конвенции провести адекватное и эффективное расследование не только событий, произошедших после прекращения военных действий (после Соглашения о прекращении огня от 12 августа 2008 г.), но и событий, произошедших в период активной фазы боевых действий (8–12 августа 2008 г.);
- 16 голосами против 1 – что имело место нарушение статьи 2 в ее процессуальном аспекте;
- единогласно – что нет необходимости отдельно рассматривать жалобу государства-заявителя на нарушение статьи 13 в совокупности с другими статьями;
- 16 голосами против 1 – что государство-ответчик не выполнило свои обязательства по статье 38;
- единогласно – что вопрос о применении статьи 41 Конвенции не готов для решения и поэтому должен быть отложен в полном объеме.
Вердикт Страсбурга и перспективы Гааги: эксперты о деле «Грузия vs Россия»
Суд постановил, что необходимо разделить события, произошедшие во время активной фазы боевых действий (с 8 по 12 августа 2008 г.), и событиями, последовавшие после прекращения огня. Суд учел замечания и множество других документов, представленных сторонами, а также отчеты международных правительственных и неправительственных организаций. Кроме того, он заслушал показания в общей сложности 33 свидетелей.
Дело «Грузия против России»
Иск Грузии против России был подан в контексте вооруженного конфликта, который произошел в августе 2008 года после продолжительного периода постоянно нарастающей напряженности, провокаций и инцидентов. Тбилиси оспорил действия Москвы по статье 33 (межгосударственные дела) Европейской конвенции о защите прав человека.
Грузия утверждает, что Российская Федерация – посредством неизбирательных и несоразмерных нападений на гражданских лиц и их имущество на территории Грузии со стороны российской армии и / или сепаратистских сил, находящихся под ее контролем – допустила или привела к существованию административной практики, что привело к нарушению статей Конвенции:
- 2 – право на жизнь;
- 3 – запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения;
- 5 – право на свободу и безопасность;
- 8 – право на уважение частной и семейной жизни;
- 13 – право на эффективное средство правовой защиты.
А также статьи 1 (защита собственности) и 2 (право на образование) Протокола № 1 и статья 2 Протокола № 4 (свобода передвижения).
Иск был подан в Европейский суд по правам человека 11 августа 2008 года и признан частично приемлемым 13 декабря 2011 года. Суд заслушал показания свидетелей и позицию экспертов в ходе слушаний, проходивших в Страсбурге с 6 по 17 июня 2016 года. Само заседание состоялось 23 мая 2018 года.
Первые реакции
Министерство юстиции Грузии заявило: признание Страсбургским судом нарушений прав человека в ходе событий 2008 года подтверждает, что Россия проводила тогда этническую чистку грузин.
«Это историческое решение является для Грузии важным рычагом для использования международно-правовых механизмов в деле разрешения конфликтов и восстановления своей территориальной целостности», — говорится в заявлении Минюста.
Экс-министр юстиции, а ныне депутат и председатель парламентского комитета по образованию Тея Цулукиани также назвала решение Страсбурга «большой победой». По ее словам, раньше у Тбилиси не было такого правового документа, который бы юридически противостоял признанию независимости неотъемлемых территорий Грузии или их самопровозглашению.
«Это правовой документ, который позволит реально укрепить правовые и политические позиции Грузии на пути к мирному восстановлению территориальной целостности нашей страны», — написала в соцсетях Цулукиани.
Ранее премьер-министр Георгий Гахария заявил, что решение Страсбурга по делу против России станет новым этапом в борьбе за деоккупацию страны.
«Это решение – результат 12-летнего труда наших граждан, сотрудников Минюста и специалистов. <…> Мы должны понимать, что помимо компенсации пострадавшим гражданам, это будет и основой для дальнейшей защиты их интересов на международном уровне», — подчеркнул глава правительства.
По словам Гахария, решение Страсбурга возложит дополнительные обязательства на правительство, и в ближайшем будущем оно должно будет предпринять конкретные шаги для деоккупации страны. «Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что сегодня самый важный день за последний период для Грузии», — добавил премьер.