21 января Большая палата Европейского суда по правам человека вынесла решение по многолетнему спору – межгосударственному делу «Грузия против России». Тбилиси обвинял Москву в нарушении восьми статей Конвенции о защите прав человека. Преступления, согласно иску грузинской стороны, имели место во время и после «августовской войны» 2008 года.
Решение Страсбурга обе стороны расценили как свой успех. Дело в том, что, по версии ЕСПЧ, события, произошедшие в ходе активной фазы боевых действий (8–12 августа), не подпадают под юрисдикцию Российской Федерации. Суд, при этом, постановил, что Москва осуществляла «эффективный контроль» над Южной Осетией, Абхазией и «буферной зоной» в период с 12 августа по 10 октября 2008 года. Соответственно она несет ответственность за нарушения прав человека, имевшие место в указанный период.
В целом коллегия в составе 17 судей удовлетворила иск Тбилиси по шести пунктам, отклонив лишь два требования, поскольку их рассмотрение не входит в компетенцию Страсбурга. Это послужило основанием для разных интерпретаций решения ЕСПЧ.
«Решение Европейского суда по правам человека является беспрецедентной международной победой грузинского государства, которое недвусмысленно и юридически доказало ответственность Российской Федерации во время и после российско-грузинской войны в августе 2008 года за нарушение норм международного права и фундаментальных прав человека. Решение Страсбургского суда является первой международной правовой оценкой военной агрессии России против Грузии, которое юридически подтвердило вину России в совершенных ею преступлениях».
Давид Залкалиани, министр иностранных дел Грузии
«Грузинская сторона в этом деле пыталась безуспешно доказать, что европейская конвенция о защите прав человека применяется не только в мирное время, но и в условиях боевых действий, что фактически подрывает основы международного гуманитарного права. Нам удалось убедить европейских судей в том, что правовая оценка действий российских Вооруженных сил в Южной Осетии и Абхазии 8-12 августа 2008 года находится за пределами их юрисдикции. Также ЕСПЧ не установил ни одного случая нарушения российскими военнослужащими прав гражданского населения во время событий августа 2008 года».
Михаил Гальперин, замминистра юстиции России
«Впервые в истории Грузия юридически оправдана. Государство признано жертвой этой войны. И это очень большое достижение для нашей страны, нашего общества, нашей истории и нашего будущего»
Саломе Зурабишвили, президент Грузии
«Европейский суд по правам человека редко выносит объективные решения. Но в данном случае это действительно абсолютно объективно, потому что грузинское нападение на наших миротворцев было доказано. И в данном случае высасывать из пальца под давлением определенных антироссийских сил, что Россия неправа, это просто было бы уже плевком самому себе в лицо. В этой связи, я думаю, правда восторжествовала».
Павел Дорохин, депутат Госдумы России
«Это историческое решение. Грузия права, она является жертвой агрессии. А жертва должна быть удовлетворена, а это произойдет в следствии восстановления территориальной целостности. Стыдно, когда сегодня власти [Грузии] провозглашают решение Страсбурга общей победой, поскольку они делали заявления, направленные против Грузии, которые Россия использовала в свою пользу».
Михаил Саакашвили, бывший президент Грузии
«ЕСПЧ фактически не принял во внимание и доклад, подготовленный комиссией Тальявини, прописав в своем документе все, что преподносила ему грузинская сторона. Ни жестокие убийства мирных осетин, ни наполовину разрушенный Цхинвал, ни страдания осетинских беженцев, ни военные преступления, совершенные грузинами, в поле зрения ЕСПЧ не попадают. Только Грузия, только грузинская позиция».
Анатолий Бибилов, де-факто президент Южной Осетии
«Грузия одержала историческую правовую победу! Решение Европейского суда по правам человека положило конец давнему межгосударственному спору, которое недвусмысленно доказало, что Грузия и ее народ стали жертвами российской агрессии в 2008 году. Решение Страсбургского суда в каждом из нас еще больше укрепило веру в восстановлении справедливости. Это первая юридическая оценка российско-грузинской войны 2008 года международными судами и представляет собой важный шаг на пути к восстановлению справедливости».
Арчил Талаквадзе, спикер парламента Грузии