В Грузии двух фигурантов громкого «Дела картографов» освободили из зала суда. Правда, только на время. По ходатайству прокуратуры в отношении Натальи Ильичевой и Ивери Мелашвили изменена мера пресечения с ареста на освобождение под залог. Оба бывших члена грузино-азербайджанской комиссии по делимитации и демаркации границы свою вину отрицают, но прокуратура настаивает: их вина «лежит на поверхности». СОВА решила собрать самые последние комментарии и реакции на решение суда и само дело.
«Временное изменение меры пресечения – это не оправдание. Ивери Мелашвили и Наталья Ильичева не оправданы в суде, их дело еще даже не началось. Этот процесс состоится, сторона обвинения представит неопровержимые доказательства. И наша позиция, подкрепленная доказательствами, бесспорно приведет к тому, что им придется вернуться в учреждение, которое они покинули. Ивери Мелашвили и Наталья Ильичева непременно понесут наказание за преступление, которое действительно совершили. Налицо – довольно серьезное преступление, которое предусматривает лишение свободы сроком от 10 до 15 лет».
Амиран Гулуашвили, глава управления по прокурорскому надзору
«Первое главное обвинение прокуратуры – это уступка территории в пользу другой страны, якобы принадлежащих Грузии 34,8 кв км, о чем говорится в их заключении. Это – официальное обвинение прокуратуры. Все это исходит из пресловутой карты масштабом в 200 000, которую они якобы обнаружили. Но я с этим категорически не согласен. Поскольку не делалось уступок ни по одной территории. Территория, о которой говорит прокуратура – я подчеркиваю – в таком виде никогда не входила в пределы Грузии».
Ивери Мелашвили, бывший председатель комиссии по делимитации и демаркации границы
«Я однозначно считаю, что изображение его [Ивери Мелашвили] героем вводит общественность в заблуждение. У нас нет оснований говорить, что он сделал что-то национальное. Все земли, которые запрашивала азербайджанская сторона, он им оформил. А это не входило в его компетенцию. Памятник, о котором мы говорим, – собственность Патриархии. И Патриария в первую очередь требует от государства предпринять действенные меры для восстановления справедливости».
Андрия Джагмаидзе, глава службы по связям с общественностью Патриархии Грузии
«После фальсификации выборов «Грузинская мечта» освобождает из тюрьмы Мелашвили, который, по утверждению прокуратуры, обвиняется в действительно совершенном преступлении и который заявляет, что Давид Гареджи не принадлежит Грузии. Вся эта ситуация имеет и политический контекст. Когда и почему эти люди были освобождены? Если этия тяжкие преступления были совершены, а они, по утверждению прокуратуры были совершены, почему их отпускают? Политический контекст здесь один из основных».
Ирма Инашвили, «Альянс патриотов Грузии»
«Конечно, в Грузии действует политическое правосудие, и дело этих людей – один из ярких тому примеров. Оно остается самым серьезным и сфабрикованным обвинением на сегодняшний день, и мы помним, вероятно, что вся государственная машина была вовлечена в эту пропаганду. Самое печальное и возмутительное – это то, что государство обращается с людьми и политзаключенными без правосудия. Захочет – освободит, захочет – внесет залог, захочет – не освободит…».
Хатия Деканоидзе, «Единое национальное движение»
«Дело картографов»
В преддверии парламентских выборов в Грузии было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 308 – «Нарушение территориальной неприкосновенности Грузии». Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет.
Генпрокуратура Грузии поставила под сомнение законность работы комиссии по демаркации и делимитации грузино-азербайджанской государственной границы. В ведомстве считают, что некоторые ее участки, возможно, были согласованы в ущерб территориальным интересам страны.
На скамье подсудимых – экс-председатель комиссии по делимитации Ивери Мелашвили и бывший член комиссии Наталья Ильичева. 7 октября они были задержаны, а 8-го им предъявили официальные обвинения и избрали в качестве меры пресечения двухмесячное содержание под стражей.
Следствие считает, что Мелашвили и Ильичева использовали в своей работе карты, по которым часть территории средневекового монастырского комплекса Давид Гареджи переходила Азербайджану. Позже, однако, при поддержке российского бизнесмена грузинского происхождения Давида Хидашели в Тбилиси были привезены оригиналы карт, меняющих ситуацию. Изначально Хидашели передал топографические материалы министерству обороны, которое, в свою очередь, предоставило их прокуратуре.
Спор вокруг монастыря Давид Гареджи
Многолетнее затишье в споре вокруг Давида Гареджи прервалось в конце апреля 2019 года, вскоре после визита в пограничную зону президента Грузии Саломе Зурабишвили. Она осмотрела средневековый комплекс и сфотографировалась с ребятами в камуфляже. Позже президент публично заявила о необходимости завершить процесс демаркации между двумя странами.
Вскоре после этого азербайджанские пограничники на несколько дней перекрыли путь к монастырю Удабно, а в районе монастыря произошло несколько тревожных инцидентов. Дорогу открыли после переговоров на уровне МИД. Но споры о грузино-азербайджанской границе с тех пор время от времени омрачают стратегическое партнерство двух стран.
В Баку заявляют, что не будут делать территориальных уступок. При этом тоже говорят о культурной ценности монастырского комплекса. В Азербайджане его называют Кешикчидаг и считают важным историческим памятником Кавказской Албании.
Совместная комиссия по демаркации и делимитации государственной границы была создана в 1996 году. В течение первых 15 лет она проделала почти 70% работы по уточнению пунктирной линии между странами, но с 2007 года процесс забуксовал.
Протяженность общей границы Грузии с Азербайджаном – около 440 киллометров. Ее треть, включая участок, проходящий через комплекс Давид Гареджи, до сих пор остается несогласованной.