Европейский суд по правам человека признал, что на процессе по делу одного из лидеров националистической группировки БОРН Никиты Тихонова и его гражданской жены Евгении Хасис, которым был вынесен приговор за убийство Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой, было нарушено право на справедливый суд.
В 2011 году суд присяжных признал их виновными в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки «Новой газеты» Анастасии Бабуровой. Тихонов получил пожизненный срок, Хасис — 18 лет колонии. Националисты хотели доказать в ЕСПЧ, что судья и присяжные во время процесса были к ним предвзяты.
В решении ЕСПЧ сказано, что в деле «Тихонов и Хасис против России» шестью голосами против одного было признано нарушение Конвенции о защите прав человека, а именно статьи 6 «О праве на справедливое судебное разбирательство».
В своем заявлении Тихонов и Хасис утверждали, что присяжные, признавшие их виновными в убийстве адвоката и журналиста в 2009 году, не проявили беспристрастности. Среди прочего они ссылались на заявления присяжных в СМИ, которые те делали во время и после судебного разбирательства.
ЕСПЧ, в частности, решил, что российские суды «не предоставили достаточных гарантий, чтобы исключить сомнения в непредвзятости присяжных, вынесших обвинительный приговор», а также, что «право заявителей на беспристрастный суд не было соблюдено».
Судья от России Дмитрий Дедов голосовал против и выступил с особым мнением, сообщил правозащитник Павел Чиков. По словам Чикова, теперь пожизненный приговор Тихонову подлежит пересмотру в Верховном суде России после вступления решения ЕСПЧ в силу.
«Данного решения ЕСПЧ достаточно для обращения в президиум Верховного суда России за пересмотром приговора, это и была наша цель», — сказал Интерфаксу адвокат Хасис Дмитрий Аграновский.
Какой-либо компенсации Тихонову и Хасис ЕСПЧ не присудил.
Дело Тихонова и Хасис
Адвоката Маркелова и журналистку Бабурову застрелили днем 19 января 2009 года в Москве на Пречистенке.
Осенью того же года по подозрению в убийстве задержали неонациста и одного из лидеров «Боевой организации русских националистов» (БОРН) Тихонова и его гражданскую жену Хасис.
Следствие пришло к выводу, что они совершили убийство по идеологическим мотивам. Националисты в суде вину в убийстве отрицали.
В мае 2011 года присяжные признали обоих виновными в убийстве, незаконном обороте оружия и подделке документов.
Мотивом суд посчитал идеологическую ненависть и вражду и согласился с версией обвинения, по которой Тихонов, Хасис и некие «неустановленные лица» еще за несколько месяцев до преступления задумали убить адвоката за его антифашистские взгляды. От оказавшийся рядом с Маркеловым журналистки «Новой газеты» непосредственный исполнитель убийства — Тихонов — избавился как от свидетельницы.
Тихонов был приговорен к пожизненному сроку, который теперь отбывает в одной из мордовских колоний. В 2014 году он был осужден повторно — за создание экстремистского сообщества БОРН и участие в других убийствах.
Хасис получила 18 лет заключения. В конце 2021 года при примерном поведении она сможет претендовать на условно-досрочное освобождение.
Жалоба на присяжных
Жалобу на российское правосудие националисты отправили в ЕСПЧ еще в 2012 году, вскоре после приговора.
По мнению защиты Тихонова и Хасис, во время суда были нарушены нормы Конвенции о защите прав человека, которые гарантируют право на справедливое и публичное разбирательство и право на презумпцию невиновности.
«В этом деле два заявителя утверждают, что суд, выносивший решение по их уголовному делу, не был беспристрастным. Они основывают свою жалобу на заявлениях, которые присяжные делали в СМИ и во время процесса», — говорится в материалах жалобы на сайте Европейского суда по правам человека.
В апреле 2011 года одна из присяжных по делу националистов — Анна Добрачева — взяла самоотвод. Она утверждала, что отказаться от участия в слушаниях ей пришлось из-за давления, которое одни присяжные якобы оказывали на других.
Добрачева заявляла, что хотя присяжным нельзя искать дополнительные сведения в СМИ о процессе, на одно из заседаний «присяжный №1 Сергей принес в комнату совещаний ноутбук и стал зачитывать данные по Хасис и Тихонову».
«Также он начал информировать нас по поводу адвокатов обвиняемых — кто какими делами занимался раньше. В тот же день он придумал прозвища адвокатам. Например, Горбатый, Дед, Небритова назвал Побритым, Короткова-Гуляева — Черточкой, Никушкина и Васильева — братьями мальчишами-плохишами. Кличек у стороны обвинения не было», — рассказывала Добрачева «Московскому комсомольцу».
По ее утверждению, «на каждое заседание он [присяжный №1] приносил новую долю негативной информации по Тихонову и Хасис».
Жалобы на судью
Представители Тихонова и Хасис просили ЕСПЧ учесть и действия председательствовавшего на процессе судьи, который «во время оглашения инструкции коллегии присяжных сказал, в числе прочего, следующее:
«Никто из присутствующих юристов, равно как и среди вас, уважаемые присяжные, не был свидетелем событий, ставших причиной для этого уголовного процесса, никто, кроме, возможно, самих обвиняемых», — говорилось в их жалобе.
Другая претензия — допрос в суде Тихонова и Хасис, а также их адвокатов в марте 2011 года о разглашении персональных данных слушающего дело судьи.
Личные данные судьи Александра Замашнюка, включая его домашний адрес, были опубликованы на националистическом портале «Правые новости». Это произошло спустя год после того, как в апреле 2010-го у дверей своей квартиры был застрелен другой судья Мосгорсуда, рассматривавший дела ультраправых неонацистских группировок — Эдуард Чувашов.
В марте 2011 года по подозрению в этом убийстве следствие объявило в розыск 28-летнего Алексея Коршунова — близкого знакомого Тихонова и его соратника по экстремистской группировке «БОРН».
На заседании 3 марта 2011 года «судья Z» допрашивал Тихонову и Хасис о том, как они могут быть связаны с этой утечкой личных данных и места проживания, отмечается в жалобе.