Похищение и убийство молодой жительницы Лондона Сары Эверард вызвало в соцсетях, прессе и парламенте Британии бурю, напомнившую о кампании MeToo. Тысячи британок рассказывают о приставаниях, преследованиях, избиениях и о том, как им страшно ходить по улицам.
В субботу в лондонском районе Клэпхэм, где последний раз видели при жизни Сару Эверард, еще в нескольких местах столицы, а также примерно в 40 городах Британии должны были пройти траурные вахты со свечами под девизом «Вернуть себе эти улицы» (Reclaim These Streets).
Однако полиция заявила, что при всем понимании и уважении к чувствам организаторов этих вахт не может считать их законными в условиях локдауна.
В результате большинство из примерно 45 вахт было официально отменено, в Клэпхэме люди ограничились тем, что поодиночке приносили и возглагали цветы, а общественницы-организаторы кампании «Вернуть себе эти улицы» призвали всех вечером выйти со свечами или фонариками на крыльцо своего дома.
- Полицейскому предъявлено обвинение в убийстве Сары Эверард
- Что происходит с движением #MeToo на Западе и сильно ли отстала Россия
33-летняя менеджер по маркетингу Сара Эверард пропала вечером 3 марта, когда шла по лондонскому району Клэпхэм от своего друга домой. Ее тело позже нашли в графстве Кент под Лондоном, а в пятницу обвинение в ее убийстве было предъявлено 48-летнему сотруднику Командования парламентской и дипломатической охраны лондонской полиции.
Участниц кампании возмущает не только сама по себе трагедия Сары Эверард — глава лондонской полиции Крессида Дик отметила, что именно такие случаи, с похищением прямо на улице, чрезвычайно редки, — эта трагедия стало поводом громко заявить о проблеме сексуальных преследований и домашнего насилия.
Кэтрин Мёрфи, мать троих детей из Плимута, опубликовала письмо к своему депутату парламента, в котором рассказала, как ее, по ее словам, годами фактически держал в плену и избивал ее сожитель, а когда она сбежала от него и в конце концов подала в суд, он отделался всего лишь предписанием пройти учебный курс против домашнего насилия.
«Эта неделя стала для меня сильным толчком — не только из-за очередного убийства женщины мужчиной, но и из-за того, что власти заставляют нас молчать, когда мы хотим выразить наши соболезнования и возвысить голос в связи с тем, что провалы в политике в части домашнего насилия, изнасилований и сексуального харассмента в этой стране не признаются […] я надеюсь, вы поймете, что моя история — одна из многих таких историй — должна быть услышана, и нам срочно нужно что-то менять», — пишет Кэтрин Мёрфи.
В этом — одна из претензий участниц кампании к полиции и судам: по их мнению, насильники или мужчины, избивающие своих жен и подруг, слишком часто получают очень мягкое наказание или вообще избегают его.
Фиона Лонгмюр из Глазго записала на видео эмоциональный монолог, написанный писательницей Джиной Луизой Скиннер.
https://twitter.com/fionalongmuir/status/1370727131186089997
«Я мысленно ставлю галочки перед выходом из дома. Консервативно ли я одета? Галочка. Не ходи одна. Позвони другу. Не пей слишком много. Галочка, галочка, галочка […] И я со злостью думаю: почему общество думает, что мы должны все это делать, почему мы должны уродовать себя, в то время как мужчины отфыркиваются «не все мы такие» — и продолжают ничего не делать?»
В кампанию включились и разные знаменитости, и общественные деятельницы, и женщины-политики.
Актриса Натали Эммануэль, снявшаяся в «Игре престолов», рассказала в «Твиттере», что впервые столкнулась с эксгибиционистом в возрасте 10 или 11 лет, и с тех пор часто становилась жертвой разного рода сексуальных преследований.
https://twitter.com/missnemmanuel/status/1370049452153638915
«Когда мне было что-то около 21, двое подростков запустили мне руки под юбку. Им перестало казаться, что это забавно, только когда мой тогдашний парень нашел и отчитал их. Я чувствовала себя униженной. Хищническое поведение мужчин опустошает женщин, причем этому поведению учатся смолоду. Мы не можем бесконечно кричать об этом. В какой-то момент мужчины, наконец, должны начать сдерживать себя и других мужчин и мальчиков. Мы устали», — написала Натали Эммануэль.
О том, что женщинам бывает страшно просто идти по улице, написала и депутат парламента Дайан Эббот.
https://twitter.com/HackneyAbbott/status/1369928783533342721
«Даже сейчас, спустя все эти годы, когда я оказываюсь на безлюдной улице и слышу за спиной мужские шаги, я машинально перехожу на другую сторону. Я привыкла к этому за всю свою жизнь — привыкла остерегаться. Но так не должно быть!» — написала 67-летняя Эббот, которая всю жизнь прожила в Лондоне.
«Меня преследовали до дома столько раз, что и не сосчитать. Однажды мне пришлось целый час прятаться в кустах, пока двое мужчин меня искали. Я слышала, как они откровенно обсуждали, что сделают со мной, когда найдут. Решение проблемы — в том, чтобы начать уважать женщин», — написала другая жительница Лондона, автор и исполнительница песен Надин Шах.
https://twitter.com/nadineshah/status/1369937545023328257
По статистике, в Британии в среднем за год погибает от рук мужчин — мужей, партнеров, бывших мужей, знакомых и случайно встреченных — более 100 женщин. Правда, в целом британские женщины оказываются жертвой убийства почти в три раза реже, чем мужчины.
В обсуждение проблемы в прошедшую после убийства Сары Эверард неделю включились и политики, причем не только Дайан Эббот, но и обе палаты парламента, и правительство.
В ходе дискуссии в Палате общин соратница Эббот, лейбористка Джесс Филипс вслух зачитала имена 118 женщин, погибших в стране от рук мужчин за последний год.
- Сексуальные домогательства и кампания против них. С чего всё началось?
- «Я руки не распускаю, если только чуть-чуть»: журналистка Би-би-си стала объектом домогательств депутата Слуцкого
«Мы здесь считаем то, что нас интересует. Мы считаем число прививок. Число людей на пособиях. Мы любим считать данные о собственной популярности. Но мы не считаем убитых женщин», — цитирует Филипс газета Times.
Министр внутренних дел Прити Патель заверила, что сделает все, чтобы женщины могли спокойно ходить по улицам, а ее аппарат сообщил, что в течение этого года Патель обнародует правительственную стратегию борьбы с насилием против женщин и девочек.
А в Палате лордов баронесса Джонс Мулскум заявила, что для мужчин надо ввести комендантский час с шести вечера, чтобы женщины могли спокойно ходить по улицам.
Позже баронесса пояснила журналистам, что сказала это полушутя — просто чтобы привлечь внимание к проблеме.