В преддверии нового сезона Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi в сети стали появляться посты моделей, высказывающих свое недовольство условиями труда. Девушки заявили о ненадлежащем обращении, ненормированном рабочем графике и низких гонорарах. Случай – беспрецедентный. Впервые грузинские модели открыто заговорили о проблемах в индустрии.
Одной из первых печальным опытом работы на Неделе моды в цифровом формате поделилась модель Мариша Урушадзе, известная по проектам с Gucci и Marc Jacobs. В своем Instagram девушка рассказала о том, что во время съемок моделям не было даже куда присесть. Кроме того, в здании старой фабрики не функционировал туалет.
«У половины девочек была менструация, и некоторым из них приходилось менять тампоны прямо на лестнице. Не было ни транспорта, ни еды. В итоге, как-то получилось, что в этом никто и не виноват. Я даже не стану говорить о зарплатах, которые просто смешны по сравнению с тем, что мы должны получать», — написала модель.
Мариша также отметила, что должна была находиться на месте с 13:00 до 23:00 в первый день съемок и с 10:00 до 19:00 во второй. И несмотря на то, что в один из дней девушки закончили работу уже после начала комендантского часа в 21:00, транспорта им предоставлено не было, поэтому многим пришлось добираться до дома пешком.
«Я больше не хочу чувствовать себя рабыней. Пришло время организаторам научиться заботиться о наших основных потребностях», — добавила Урушадзе.
Вскоре на рассказ Мариши отреагировала любимая модель Balenciaga Ани Гавва, объяснив, что некоторые грузинские дизайнеры действительно проявляют снобизм и неуважение к девушкам, что проявляется не только в плохих условиях труда, но и в задержках с выплатами гонораров.
Позже Урушадзе поддержала еще одна модель – Элене Асатиани. Она также рассказала об условиях работы на Неделе моды: «В большинстве случаев нам приходится находиться на съемках без еды весь день, никто не сообщал нам конкретные часы работы. Что касается зарплаты, если гонорар за один показ в Европе составляет тысячи лари, то тут, работая в таких условиях, мы получаем 150 и 200 лари (45-60 долларов, — прим. ред.)».
Многие модели, работающие в индустрии моды, отреагировали на заявления своих коллег солидарностью. Поддержку Марише Урушадзе и другим девушкам в своих социальных сетях высказали Тако Нацвлишвили и Татия Ахалая.
По мнению правозащитницы Иды Бахтуридзе, ситуация примечательна еще и тем, что многие из моделей, активно работающих в фэшн-индустрии, – несовершеннолетние.
«Важно, что девушки заговорили о трудовой эксплуатации в модельной сфере. Трудовые права нарушаются везде, но есть участки, которые совершенно не регулируются. Очень важно, чтобы появилось хотя бы несколько агентств, которые были бы готовы позаботиться об условиях работы моделей».
4 мая модельное агентство Look Modéls Managemént опубликовало заявление, в котором поддержало девушек, отметив, что все они имеют право выражать свое мнение.
«Мы надеемся, что в будущем представители грузинской модной индустрии и их последователи будут воспринимать модельную профессию как одну из самых важных и главных движущих сил в модной индустрии, и мы надеемся, что они получат соответствующую оценку и равное отношение!», — говорится в заявлении.
Поддержали моделей и несколько грузинских дизайнеров, в том числе Георгий Кебурия и Тико Паксашвили.
Свою позицию озвучила и основательница Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi София Чкония, реакции которой многие с интересом ждали. Отвечая на обвинения, она заявила, что решение проблем, перечисленных моделями, не входит в компетенцию организаторов проекта. По словам Чкония, организаторы заключают контракты с участвующими в Неделе моды дизайнерами, а те, в свою очередь, выбирают модельные агентства, с которыми хотят сотрудничать.
Основательница Mercedes-Benz Fashion Week отмечает, что такие вопросы, как гонорары, питание и транспорт, решаются дизайнерами и модельными агентствами, в то время как организаторы Недели моды не имеют к этому никакого отношения. Она также добавила, что, если какое-либо агентство недовольно условиями работы или другими проблемами, то оно должно прийти на место съемок и попытаться решить их.
По словам Чкония, после создания проекта, агентства и дизайнеров неоднократно просили подписать друг с другом контракты, в которых определялись бы условия работы моделей. Но этого до сих пор не произошло. София Чкония также добавила, что она может ответить только на одну претензию, высказанную моделями:
«[Жалоба на то], что туалет был далеко. Это – старая фабрика Coca Cola, где мы строим очень большой учебно-образовательный и культурный центр. На одном участке находится несколько построек. Туалет находится в нашем офисном здании недалеко от здания, где проходили съемки».
Организаторы Mercedes-Benz Fashion Week Tbilisi вскоре также выступили с официальным заявлением. В своем сообщении они признали наличие «ряда проблем», поскольку пандемия Covid-19 нанесла огромный удар по сектору, и команде пришлось устраивать Неделю моды в экстремальных обстоятельствах.
«Мы, как организация с высокой социальной ответственностью, готовы продвигать современные стандарты в нашем бизнесе, в том числе обеспечивать трудовые права и создать лучшие условия для работы», — говорится в заявлении.
Правозащитница и феминистка Байя Патарая считает, что решить проблему поможет создание профсоюза, который бы регулировал сферу: «Другого выхода я не вижу. Не забывайте, что возраст моделей довольно ограничен, и большинство из них начинают свою карьеру, будучи несовершеннолетними».
Организация Women’s Movement спустя несколько дней после скандала опубликовала заявление, в котором напомнила, что систематические нарушения и пренебрежение трудовыми правами остаются самой большой проблемой в Грузии. И индустрия моды – не исключение. В заявлении также говорилось, что большинство моделей не имеют трудовых договоров и работают с нерегулярным графиком, в некоторых случаях – без какой-либо компенсации.
«Примечательно, что значительную часть сотрудников Недели моды составляют женщины, поэтому необходимо учитывать их потребности в трудовом процессе. Ситуацию усложняет то, что обязанности и ответственность модельных агентств, дизайнеров и организаторов модных показов абсолютно не разделена и не регулируется. В результате страдают модели».
Правозащитники считают, что защита трудовых прав сотрудников фэшн-индустрии требует системного подхода и со стороны государства. «Необходимо глубоко изучить этот вопрос и впредь строго контролировать исполнение трудового законодательства в данной сфере».
Проблемы, о которых в этом сезоне заговорили модели, показали: грузинская индустрия моды требует перемен. Стало очевидно, что модели больше не намерены мириться с ущемлением их прав и ненадлежащими условиями труда.
Тамара Гамсахурдия де Коби: от прима-балерины до законодательницы моды