Министерство юстиции России внесло издание «Медуза» в реестр «СМИ-иноагентов» на основании обращения бывшего члена Общественной наблюдательной комиссии Москвы Александра Ионова. Русская служба Би-би-си спросила у него, зачем он это сделал.
О том, что причиной признания «Медузы» «иностранным агентом» стала жалоба Ионова, в своем телеграм-канале сообщила координатор «Правозащиты Открытки» Анастасия Буракова.
Она опубликовала сканы обращения Ионова в министерство. Оно датируется 20 апреля, а уже через три дня издание объявили иноагентом. Ионов писал, что «Медуза» «финансируется на гранты как минимум двумя иностранными НКО», а также выиграла один государственный тендер в Латвии.
Редакция «Медузы» находится в Риге. Ионов в своей жалобе указывал, что среди прочего издание получило от латвийского агентства инвестиций и развития грант в размере более 70 тысяч евро за создание материалов о туризме в Латвии.
Что не понравилось Ионову?
Ионов в разговоре с Би-би-си объяснил заявление на «Медузу» положением российских СМИ за рубежом, например, в США, где действует закон об иноагентах FARA.
«Очень много граждан и СМИ России, Китая в США, странах Европейского союза — их работа прерывается, ставятся препятствия. Некоторых активистов привлекали к статусу [иностранных агентов] абсолютно неоправданно, к административной либо уголовной ответственности.
Он уточнил, что трижды жаловался российским властям на иностранное финансирование «Медузы», но власти отклоняли заявления: «В прошлые разы приходили достаточно длинные отписки, что рассмотрим, отправим на экспертизу, подумаем. Видимо, фактура была недостаточной, еще указывались недочеты в подготовке моего заявления. [В этот раз] мы собрали фактуру, которая, видимо, на сегодняшний день всех устроила».
«Есть закон и он должен соблюдаться. «Медуза» — это те люди, которые всегда стояли в авангарде российской оппозиции, писали о том, что есть законы и они должны соблюдаться. Я с ними согласен».
Он привел аналогию, что если человек нарушил ПДД, то должен заплатить штраф, а при тяжком нарушении — понести уголовную ответственность.
«Медуза» сейчас устраивает панику, я этого не совсем понимаю. Они скатываются до прямых оскорблений в мой адрес и занимаются популистской деятельностью. Я не вижу проблем в том, чтобы они отстаивали свою точку зрения [в судах], ища неточности в той фактуре, что я предоставил».
- «Медузу» признали «иностранным агентом». За что и как это отразится на издании?
- В реестр иноагентов включили издание VTimes. Его создали бывшие сотрудники «Ведомостей»
Судя по поиску на сайте «Медузы», до сегодняшнего дня издание писало об Ионове единожды: он упоминался в материале 2019 года об отправке российских военных в Венесуэлу.
Ионов подчеркнул, что в заявлении ссылался на открытую отчетность европейских фондов. «Медузе» никто не мешал заявить о своем зарубежном финансировании и показать это курирующим органам, минюсту. Этот закон [о СМИ-иноагентах] есть, и «Медуза» сама писала о том, что может стать иностранным агентом, много лет назад».
Он добавил, что при попадании российских СМИ в реестр иноагентов за рубежом не видел «особых колебаний» в «Медузе» по этому поводу.
На уточняющий вопрос о возможной связи заявления с материалами «Медузы» об Ионове, активист сказал, что «эти расследования просто ознаменовали наши отношения с «Медузой», на себе я почувствовал их риторику, все остальное это исключительно действия закона Российской Федерации».
Ионов уверил, что решение написать заявление на «Медузу»- его личное, и никак не связано с тем, что он получал гранты от кремлевского фонда на проведение «антиглобалистских форумов».
«Кто мне может что-то рекомендовать что-то сделать или не сделать? Я принимаю решение взвешенно и самостоятельно, консультируюсь с юристами», — утверждает он.
На вопрос, удовлетворен ли он результатом — редакция теряет рекламодателей и сокращает зарплаты сотрудников — он ответил: «Они никем не уничтожаются, пусть себе грант возьмут и живут спокойно, кто их уничтожает-то. Уничтожают — это когда главреда посадили и всю редакцию разогнали, это требует внимания гражданского общества. А когда СМИ признали иноагентом, я тут никакого уничтожения не вижу. Пусть еще раз [грантодатели] заплатят, будут дальше писать».
В заявлении Ионова была жалоба на рекламу в «Медузе» латвийского туризма. Ионов объяснил это тем, что «Медуза» получала финансирование от иностранных государств.
Также там было сказано, что издание «финансируется на гранты как минимум двумя» иностранными некоммерческими организациями: Шведским агентством международного развития (SIDA) и благотворительным фондом OAK Foundation.
Он уточнил, что раньше контактировал с журналистами «Медузы», но когда писал жалобу, с редакцией не связывался.
Кто такой Александр Ионов?
Ионов говорит, что сейчас занимается двумя направлениями — правозащитой и коммерческой деятельностью.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», ему принадлежит лоббистская компания Ionov Transcontinental.
«Основная задача Ionov Transcontinental — содействие экспортерам в налаживании и поддержании долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества с партнерами в более чем сорока государствах мира», — говорится в описании на сайте компании.
Кроме этого, Ионов состоял в предыдущем созыве Общественной наблюдательной комиссии Москвы — структуры, члены которой уполномочены инспектировать места заключения.
В статье «Медузы» от 2019 года говорилось, что в 2012 году Ионов основал «Антиглобалистское движение России» (АДР).
На сайте организации написано, что она ставит своей целью защиту традиционных нравственных ценностей и обеспечение всех аспектов безопасности России.
«Почетным членом организации является президент Сирийской Арабской Республики Башар Асад», — подчеркивают антиглобалисты.
В 2015-м и 2016 годах АДР на президентский грант проводило конференции непризнанных государств.
В этом году Ионов планирует провести очередной антиглобалисткий форум.
Что случилось с «Медузой»?
В апреле 2021 года минюст России включил издание «Медуза» в список «иностранных агентов». Издание обжаловало это решение.
В реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента, была внесена компания SIA «Medusa Project», зарегистрированная в Латвии.
У основателей «Медузы» есть юрлицо в России — московская рекламная компания «Редакция», в которой 50% принадлежат одной из основательниц «Медузы» Галине Тимченко и 35% — главному редактору издания Ивану Колпакову.
В 2019 году, по данным «СПАРК-Интерфакс», выручка «Редакции» составила 160 млн рублей, в 2020 — 210 млн рублей. Выручка латвийского юрлица Medusa Project в 2019 году составила 2 млн евро (около 145 млн рублей по среднему курсу того года), следует из латвийского бизнес-реестра.
СМИ-иноагенты обязаны зарегистрировать в России юридическое лицо и предоставлять в минюст подробную финансовую отчетность о всех своих доходах и расходах, данные о персональном составе руководства и аудиторских проверках. Материалы таких СМИ должны распространяться на территории России с соответствующей маркировкой.
Если эти требования не будут выполнены, СМИ рискует получить многомиллионные штрафы. За каждую не поставленную пометку можно получить штраф от 300 тысяч на одно юридическое лицо. В случае неуплаты штрафов грозит блокировка издания.
Помимо этого, «Медуза» писала, что в связи со статусом «иноагента» от нее ушло большинство рекламодателей.