Художник большой фантазии, как называли Ираклия Гамрекели многие театральные критики ХХ века, он прекрасно чувствовал цвет, обладал тонким вкусом и отлично знал технику сценографии. Зрители уходили со спектаклей, для которых он делал декорации, впечатленные не только постановкой, но и оформлением сцены. Ведь, созданные им гармоничные и ритмичные фигуры, всегда передавали суть произведения. Прославившийся своими элементами экспрессионизма и модерна, Гамрекели впоследствии стал одним из отцов-основателей грузинской авангардной сценографии и сделал ее полноценным видом искусства в Грузии.
Живописец и график родился в 1894 году в городе Гори в семье священника. Мальчик с детства увлекался рисованием и учился живописи в школе. Это увлечение позже привело его в Тифлис, в Школу рисования и живописи, руководителем которой был популярный в ту пору художник-педагог Николай Склифосовский. Уже ученические работы Гамрекели, экспонированные на школьных выставках, заслуживали внимания и одобрения художественной общественности того времени. Поэтому вскоре Гамрекели окончательно решил остановить свой профессиональный выбор на изобразительном искусстве.
Как он сам рассказывал, на его решение большое влияние оказали такие гениальные грузинские живописцы и скульпторы XII-XII веков, как Бека и Бешкен Опизари*.
* Бека и Бешкен Опизари – грузинские мастера чеканки по металлу. Работали в Опизе. Работам Бешкена свойственна строгость форм. Произведения Беки (возможно, ученика Бешкена) отличаются большей пластичностью рельефа и живописными акцентами.
«Когда я впервые услышал об Опизари, я насторожился: оказывается, у нас тоже были волшебники! Вы не представляете, какой трепет во мне вызывали бессмертные копии фресок Опизари. Они буквально взорвали мою детскую страсть к живописи. Они дали мне толчок и призыв расправить крылья», – позже написал Гамрекели.
Несмотря на то, что на начальных этапах творческого пути художника его работы уже можно было встретить на различных выставках, широкая публика познакомилась с его творчеством немного позже.
В 1921 году Гамрекели создал большую серию акварельных рисунков-иллюстраций. На его работы «Малярия» и «Танец смерти» обратил внимание известный в то время режиссер Котэ Марджанишвили, после чего и решил пригласить молодого художника на работу в театр.
Об этом событии в журнале Галактиона Табидзе написал грузинский художник, футурист, книжный иллюстратор и театральный художник Кирилл Зданевич: «Это первая оправданная попытка показать молодому художнику великий путь. Таков путь — реформа декоративной части грузинской сцены. Дальнейшая работа и успехи художника в этом направлении зависят от руководства грузинской сцены. Желаем им полностью избавиться от узких этнографических традиционных декораций и перейти к новым творениям».
Галактика грузинской поэзии: 128 лет с рождения Галактиона Табидзе
В Тифлисском «Новом театре» Гамрекели взялся за оформление «Соломеи» Оскара Уайльда по постановке Марджанишвили.
«Мое оформление, — писал впоследствии Гамрекели, — …принесло мне неожиданную славу театрального художника».
Развитие грузинской профессиональной сценографии происходило в то же время, что и формирование самобытного лица грузинской культуры. Этот процесс происходил в Грузии в 20-50-е годы ХХ века. Как раз на этот период и пришелся расцвет творчества Гамрекели.
В 1922 году в Театре грузинской драмы (ныне Театр им. Ш. Руставели) Марджанишвили поставил в оформлении Гамрекели спектакль «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега. Этот спектакль знаменовал собой начало идейно-художественного обновления грузинского театра.
Отчасти благодаря этому в 1923 году Ираклий Гамрекели становится главным художником Театра грузинской драмы. В этой должности Гамрекели работал над постановками таких известных и громких спектаклей, как «Гамлет» Шекспира, «Отелло», «Анзор» С. Шаншиашвили, «Разлом», «Тетнульд» Ш. Дадиани, «Ламара» Робакидзе, «Разбойники» Шиллера и другие.
А после ухода из театра Котэ Марджанишвили, Ираклий Гамрекели сотрудничал с выдающимся грузинским режиссером Сандро Ахметели. Их совместная работа оказалась особенно плодотворной и новаторской для грузинской сцены.
Помимо грузинских театров, Гамрекели также сотрудничал с московским камерным театром, Кировским театром в Ленинграде, Киевским и Бакинским театрами.
Для творчества сценографиста были характерны лаконичные и пластичные объемные конструкции. Декорации, которые он создавал с помощью ритмично расположенных монументально-архитектурных форм на сцене, поражали публику своей внутренней драматичностью. Но, помимо сценографических работ, заслуживали внимания и портреты, выполненные Гамрекели в типичной для кубизма манере графики. Так он стал фактически одним из первых художников, который привнес элементы кубизма-футуризма в грузинское искусство. Соединяя эту новую для Грузии технику в соответствии с национальными традициями страны, Гамрекели со временем внедряет ее и на грузинскую сцену.
Для творчества графика было характерно стремление к монументальности, романтичности, умение воссоздать яркий национальный колорит. Эти черты творчества Гамрекели позже во многом определили и своеобразие не только театра Руставели, в котором он работал, но и в целом грузинской авангардной сценографии.
В 1924 году художник становится членом общества, созданного при театре Руставели, которое боролось за развитие грузинского искусства и внедрение в него новшеств. Поклонник модернизма, в том же году он стал членом редакционной коллегии и художественным дизайнером первого грузинского футуристического издания H2SO4.
Одной из особенных работ художника в сценографии является постановка по Шиллеру «Разбойников», в которой он умело представляет главную идею произведения. Основные элементы декорации спектакля – укоренившееся ветвистое дерево и картина, выполненная в черно-синих тонах, вызвали восторг публики.
Многогранный творческий талант Ираклия Гамрекели проявился и в грузинском кинематографе. Живописец работал над экспрессионистским фильмом Котэ Микаберидзе 1929 года «Моя бабушка». Второй опыт работы в кинематографе произошел спустя 8 лет в фильме Михаила Чиаурели «Арсена».
Успел поработать Гамрекели и с театром оперы и балета им. Закария Палиашвили. Стараясь преодолеть старые оперные клише, он создал эмоциональные и красочные декорации к опере «Абесалом и Этери» Палиашвили и к первому грузинскому балету «Сердце гор» Баланчивадзе. Опера «Абесалом и Этери» была показана во время декады грузинского искусства в 1937 году в Москве. Ее оформление, помогающее раскрыть содержание музыки, передающее черты национального образа жизни, нравов, быта Грузии, произвело большое впечатление на зрителей.
Автор декораций более, чем 50 спектаклей был признанным классиком грузинского сценографического искусства, внесшим вклад в развитие грузинского театра. В 1934 году Ираклию Гамрекели было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств, а в 1936 году он был награжден Орденом Почета. Талант, с которым он создавал гармоничные и ритмичные фигуры на сцене, всегда передавали суть произведения. Любой элемент и композиционное решение сопровождались индивидуальным видением художника, что давало эффект, характерный для стиля футуризма.
Ираклий Гамрекели умер в 1942 году в возрасте 48 лет. Его работы стали «сокровищем» грузинского сценографического искусства. В монографии 1962 года известного профессора истории театра Веры Моури Робертс имя Ираклия Гамрекели упоминается среди великих деятелей декоративно-прикладного искусства, что еще раз доказывает уникальность творчества известного художника, графика, сценографа и живописца.