Ненужные деньги?
Тбилиси скорее всего воздержится от получения 75-ти млн евро от Евросоюза, – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили журналистам. Глава правительства отметил, что необходимости брать в долг больше нет, т. к. экономика перезапущена.
«Мы благодарны ЕС за всю ту помощь, которую они нам оказывают. Мы продолжим двигаться поступательно в этом направлении. С другой стороны, этот вопрос приобрел очень большую политическую нагрузку, поэтому, чтобы избежать любых инсинуаций, правительство не исключает, более того, мы уже приняли решение, что должны воздержаться от получения второй части в качестве кредита. Главный мотив состоит в том, что мы должны постепенно начать сокращать внешний долга», — сказал Гарибашвили.
Своим заявлением глава кабмина вторил председателю партии Ираклию Кобахидзе, который 30 августа сказал примерно то же самое.
«Спасибо Господу, что экономическая ситуация несколько другая. По сравнению с прогнозами в бюджете произошла аккумуляция дополнительного миллиарда лари (более 270 млн евро по действующему курсу) и исходя из того, что показатель экономического роста высокий, у этого [макрофинансовой помощи ЕС] нет больше финансовой нагрузки. Что касается политической части, решать Евросоюзу, но «Грузинская мечта» действует в интересах государства – это раз, и в объективных интересах наших стратегических партнеров – это два. Остальное решат наши стратегические партнеры», – сказал Кобахидзе.
Представители «Грузинской мечты» отрицают существование взаимосвязи между макрофинансовой помощью и июльским решением партии об аннулировании соглашения Шарля Мишеля. Но еще на прошлой неделе эту взаимосвязь недвусмысленно обозначил сам президент Европейского совета, написавший после встречи с премьером Грузии следующее:
«Я подчеркнул премьер-министру Гарибашвили, что реформы теперь необходимы как никогда. Приближается крайний срок выделения макрофинансовой помощи, и пришло время для правительства Грузии продемонстрировать свою приверженность соглашениям и, в частности, программе реформ».
Шаг назад на пути в Европу: «Грузинская мечта» и упраздненное соглашение Мишеля
Реакция оппозиции
Для оппонентов власти причины происходящего очевидны. Оппозиционер Гиги Угулава уверен: Евросоюз сам отказал Тбилиси в выделении второй части транша после расторжения «Грузинской мечтой» договора Мишеля.
«Правда в том, что из-за отказа от реформ и выхода из соглашения Шарля Мишеля Евросоюз на отказал в этом транше. Президент Мишель публично предупредил Гарибашвили. А этот месседжбокс они выдумали – якобы решили расплатиться с долгами. На самом деле, правительство олигарха-миллиардера накопило беспрецедентно высокий в соотношении с ВВП внешний долг, который придется выплачивать нашим детям», – написал Угулава в Facebook.
Аналогичного мнения придерживается лидер «Гирчи – Больше свободы» Зураб Джапаридзе, отметивший, что «Мечта» в данном случае сыграла на опережение, оказавшись в безвыходной ситуации.
Один из лидеров «Единого национального движения» Хатия Деканоидзе подчеркивает, что речь идет о большем, нежели финансовая помощь: «Грузинская мечта» ставит под угрозу Соглашение об ассоциации с ЕС.
«Заявление Гарибашвили, который якобы отказывается от получения технической помощи Евросоюза (а на самом деле ЕС приостановил транш так же, как в 2018-м Молдове), означает:
- в опасности Соглашение об ассоциации, они его попросту не выполнят;
- на повестке скоро может оказаться вопрос о снятии безвизового режима на фоне «лукашенкозации»;
- и это означает Россию, такова горькая правда», – заявила Деканоидзе.
СМИ: Евросоюз не выделит Грузии транш из-за элитарной коррупции в стране
Экономика Грузии в цифрах
В марте 2021 года совокупный внешний долг Грузии достиг максимальных показателей. Тбилиси числится в должниках международных организаций, стран, банков. Согласно опубликованным министерством финансов цифрам, чистый государственный долг Грузии в обозначенное время составлял 12,3 млрд долларов или 79,4% ВВП страны.
Спустя примерно час после заявления премьера Гарибашвили Национальная служба статистики Грузии опубликовала данные об экономическом росте. В «Сакстате» отметили, что в июле 2021-го, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рост реального ВВП составил 9,9%, а средний показатель за первые семь месяцев 2021 года – 12.2%. Вместе с тем, в этом же отчете Службы статистики отмечается, что годовая инфляция в Грузии составила 11,9%, установив абсолютный антирекорд роста цен за десятилетие.
Спад грузинской экономики начался в марте 2020-го и был связан с ограничениями, введенными на фоне пандемии. В последующие месяцы тенденция к снижению в экономике продолжилась. Согласно последним расчетам, ВВП страны во втором квартале 2020 года снизился на 13,2%, в третьем квартале – на 5,6%, а в четвертом –на 6,8%. За 2020 год экономика Грузии сократилась на 6,2%. Что касается статистики за текущий год, то в первом квартале экономика сократилась на 4,5%, а затем, со снятием Covid-ограничений, выросла на 29,8% за квартал.
Финансовая помощь Евросоюза была предназначена для стабилизации госбюджета, а также поддержки среднего и малого бизнеса в условиях экономического кризиса, спровоцированного пандемией. В 2021-м Грузия должна была получить от ЕС порядка 60 млн евро и еще не менее 3,9 млрд евро в виде инвестиций – треть ВВП, который был у страны до Covid-пандемии.
Впервые о приостановке макрофинансовой помощи в ЕС намекнули в середине июля, после назначения судей Верховного суда вопреки соглашению Мишеля. А двумя неделями позже «Грузинская мечта» упразднила документ, заявив, что он себя исчерпал.
Эксперты считают, что говорить об экономической стабильности в Грузии пока слишком рано, особенно, учитывая разгар пандемии, низкий уровень вакцинации и высокую статистику инфицирования. Чем обернется решение «Грузинской мечты» для простых граждан? Чревато ли это для евроатлантических устремлений Тбилиси? В ЕС пока комментариев не делали, но это вопрос времени.