Согласно скандальным файлам, слитым в сеть неким Хаким Пашой, который предположительно работал в СГБ, высокопоставленный чиновник Минобороны Грузии и руководитель грузино-российского общественного центра имени Примакова обсуждали ликвидацию Ивери Мелашвили — фигуранта громкого «Дела картографов».
По сообщению СМИ, Дмитрий Лорткипанидзе, руководящий фондом, и Дмитрий Картвелишвили из Минобороны, поддерживают тесные связи. В одном из личных разговоров Лорткипанидзе буквально произнес следующую фразу: «У меня есть табельное оружие, я готов припереть его к стенке и отправиться в тюрьму».
Напомним, 13 сентября СМИ сообщили: в сети появились сотни файлов, свидетельствующих о том, что спецслужбы с 2014-го года активно следят за частной жизнью духовенства. Подлинность материалов не доказана. Однако отдельные общественные фигуры, которые нашли себя в материалах, подтверждают аутентичность обнародованных данных.
«Дело картографов»
В преддверии парламентских выборов в Грузии было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 308 – «Нарушение территориальной неприкосновенности Грузии». Статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 10 до 15 лет.
Генпрокуратура Грузии поставила под сомнение законность работы комиссии по демаркации и делимитации грузино-азербайджанской государственной границы. В ведомстве считают, что некоторые ее участки, возможно, были согласованы в ущерб территориальным интересам страны.
На скамье подсудимых – экс-председатель комиссии по делимитации Ивери Мелашвили и бывший член комиссии Наталья Ильичева. 7 октября они были задержаны, а 8-го им предъявили официальные обвинения и избрали в качестве меры пресечения двухмесячное содержание под стражей.
Следствие утверждало, что Мелашвили и Ильичева использовали в своей работе карты, по которым часть территории средневекового монастырского комплекса Давид Гареджи переходила Азербайджану. Позже, однако, при поддержке российского бизнесмена грузинского происхождения Давида Хидашели в Тбилиси были привезены оригиналы карт, меняющих ситуацию. Изначально Хидашели передал топографические материалы министерству обороны, которое, в свою очередь, предоставило их прокуратуре.
В январе 2021-го, после громкого общественного резонанса, Мелашвили и Ильичеву вышли на свободу под залог.
Спор вокруг монастыря Давид Гареджи
Многолетнее затишье в споре вокруг Давида Гареджи прервалось в конце апреля 2019 года, вскоре после визита в пограничную зону президента Грузии Саломе Зурабишвили. Она осмотрела средневековый комплекс и сфотографировалась с ребятами в камуфляже. Позже президент публично заявила о необходимости завершить процесс демаркации между двумя странами.
Вскоре после этого азербайджанские пограничники на несколько дней перекрыли путь к монастырю Удабно, а в районе монастыря произошло несколько тревожных инцидентов. Дорогу открыли после переговоров на уровне МИД. Но споры о грузино-азербайджанской границе с тех пор время от времени омрачают стратегическое партнерство двух стран.
В Баку заявляют, что не будут делать территориальных уступок. При этом тоже говорят о культурной ценности монастырского комплекса. В Азербайджане его называют Кешикчидаг и считают важным историческим памятником Кавказской Албании.
Совместная комиссия по демаркации и делимитации государственной границы была создана в 1996 году. В течение первых 15 лет она проделала почти 70% работы по уточнению пунктирной линии между странами, но с 2007 года процесс забуксовал.
Протяженность общей границы Грузии с Азербайджаном – около 440 киллометров. Ее треть, включая участок, проходящий через комплекс Давид Гареджи, до сих пор остается несогласованной.