«Саакашвили приехал в Грузию, на родину, и планирует политическую борьбу. Наверное, от экстрадиции он откажется». Предположение высказал адвокат Георгий Чивиашвили, которому удалось навестить своего подзащитного только на четвертый день после ареста. Попасть на свидание к особо важному заключенному было невозможно из-за позиции тюремной администрации, ссылавшейся на нерабочие дни.
Даже если Саакашвили согласится, вряд ли официальный Тбилиси его отдаст. Ведь на риторике против его «кровавого режима» «Грузинская мечта» держится с момента прихода к власти в 2012-м. Лозунги «арестовать Саакашвили» и «восстановить справедливость» звучали во время всех предвыборных кампаний правящей партии.
Тея Цулукиани, вице-премьер Грузии:
«Экстрадиция в Украину произойдет только тогда, когда лицо, запрашиваемое этой страной, подвергся там уголовному преследованию. Не думаю, по крайней мере, я не знаю, несет ли Саакашвили уголовную ответственность в Украине, поэтому разговор об экстрадиции – юридический нонсенс».
В прокуратуре Грузии, в независимости и аполитичности которой сомневаются как внутри страны, так и за ее пределами, тоже заявили: украинский паспорт ни на что не влияет.
Но за Саакашвили вступился президент Украины. Вопрос может стать принципиальным: трижды осужденный на родине Михаил Николозович с 2020 года руководит комитетом реформ при администрации Владимира Зеленского.
«Я, как президент Украины, возвращаю граждан страны различными возможностями, какие у меня есть».
И хотя Зеленский назвал поступок своего подданного «неправильным», все же попросил все ответственные ведомства включиться в процесс.
Юристы выделяют два сценария вызволения Саакашвили из тюрьмы: через экстрадицию и помилование президентом Грузии. Ситуацию осложняет позиция Саломе Зурабишвили, которую с выдающимся заключенным связывают не самые приятные воспоминания. Почти сразу после «Революции роз» именно Саакашвили пригласил ее, действующего кадрового сотрудника МИД Франции, в Тбилиси – на пост министра иностранных дел. Позже, однако, отношения политиков испортились, Зурабишвили перешла в оппозицию, а в стране начались массовые акции протеста.
Неудивительно, что с таким бэкграундом действующий президент наотрез отказывается подписывать акт о помиловании. Проблема для Саакашвили заключается и в том, что буквально каждый член «Грузинской мечты», старого или нового поколения, рассматривает его как врага народа. Такой тон в свое время задал основатель правящей партии, миллиардер Бидзина Иванишвили, не скрывавший, что в политику его привела неприязнь к экс-президенту.
Верный соратник Иванишвили и действующий премьер Грузии Ираклий Гарибашвили, кажется, готов на любые риски, лишь бы угодить своему покровителю. Болезненно отреагировав на активность Саакашвили в тюрьме – тот все время делает какие-то заявления и пишет письма, премьер дал понять: не то что выпускать, власти, напротив, готовы затолкать его поглубже.
«Пусть ведет себя хорошо, иначе мы добавим ему другие статьи и отправим за ним других»
По мнению экспертов, украинский паспорт Саакашвили как аргумент в Тбилиси не воспринимают. Но юрист Давид Джандиери объясняет: это не просто бумажка. В случае с экс-президентом может быть задействована Страсбургская конвенция о выдаче осужденных лиц от 1983 года. Согласно документу, заключенный может быть передан другой стране, если является ее гражданином. Саакашвили под это условие подпадает.
Еще одно условие – судебное постановление должно быть окончательным и обжалованию не подлежать. На данный момент под эту категорию подходят кейса, по которым Саакашвили приговорен к шести годам лишения свободы. Это дела об избиении в 2005 году депутата Валерия Гелашвили и об убийстве в 2006 году банковского сотрудника Сандро Гиргвлиани.
Правда, на рассмотрении Тбилисского суда находятся и другие дела, фигурантом которых является бывший президент. «Саакашвили обвиняется в захвате телекомпании «Имеди», разгоне акции 7 ноября, в хищении имущества Патаркацишвили, а также использовании в личных целях 9 240 367 лари, принадлежащих Специальной службе государственной охраны», – напоминают в прокуроре.
Ко всему прочему, ведомство начало расследование и по факту незаконного пересечения государственной границы. Если по всем пунктам Саакашвили будет признан виновным и приговор вступит в силу, то в соответствии со Страсбургской конвенцией адвокаты смогут запустить процесс экстрадиции.
«Необходимо согласие самого Михаила Саакашвили. Естественно, должны быть согласны и обе страны. Но если страны договорятся между собой, а Саакашвили будет против, то экстрадиция сорвется», – говорит Джангиери.
Также важно говорить и о последствиях такой передачи. Экстрадиция не означает автоматическое аннулирование приговора. Согласно конвенции, экстрадируемое лицо будет отбывать наказание на территории страны, которая требует его выдачи. В случае с Михаилом Саакашвили этой страной станет Украина. Но и здесь есть лазейка. Если Саакашвили все-таки передадут Киеву, то там его смогут помиловать.
Юрист, при этом, объясняет, что грузинская сторона уже нарушила международные нормы. В соответствии с Венской конвенцией, власти должны были немедленно оповестить консульскую службу Украины о задержании их гражданина. Но этого так и не произошло. До сих пор политик не может встретится с представителем консульства.
Михаил Саакашвили – лидер «Революции роз» 2003 года. За ним закрепился имидж неуемного реформатора-прозападника. Теперь многие уважаемые политики сочувствуют Саакашвили. В день ареста экс-президента Twitter пестрел публикациями в его поддержку. На этом фоне кажется неизбежным, что заключение в тюрьму политика такого калибра негативно отразится на и без того напряженных отношениях между Тбилиси и Евроатлантикой.
Правительство «Грузинской мечты», по сути, уже испытало на себе первые западные санкции, когда ЕС отозвал очередной финансовый транш. Хотя власти и пытались сделать вид, что сами отказались от кредита. Теперь на кону не только имидж конкретной партии в глазах Брюсселя и Вашингтона.
Владимир Фесенко, политолог, Украина:
«К сожалению, могут возникнуть проблемы не только для Грузии, но и косвенно для Украины и Молдовы в связи с саммитом «Восточного партнерства». Никто программу отменять не будет, но три страны все же надеялись, что им удастся убедить европейских партнеров в предоставлении перспективы членства и какой-то особой программы в рамках «Восточного партнерства». Сейчас это будет сделать сложнее».
С 2012 года первые лица Украины посещали Грузию всего два раза – по одному визиту на Петра Порошенко и Владимира Зеленского. Отношения между странами испытывали кризис, и в Тбилиси не скрывали, что причиной тому был гражданин Саакашвили.
Президент Зеленский посетил Тбилиси летом 2021 года. Тогда в СМИ активно муссировали слухи о том, что визит был под угрозой срыва – президент якобы поставил условие, что ступит на грузинскую землю только в случае освобождения задержанных в Грузии украинских моряков.
Владимир Фесенко, политолог, Украина:
«История с Саакашвили немного напоминает дела Юрия Луценко и особенно Юлии Тимошенко во время президентства Виктора Януковича. Тогда он и его окружение тоже хотели демонстративно их наказать. И хотя ЕС вел активные переговоры в том числе в контексте Соглашения об ассоциации, убедить до конца освободить политиков не удалось. Это сработало лишь с Луценко – его освободили, а вот Тимошенко вышла только после победы Майдана».
Михаил Саакашвили покинул Грузию сразу после истечения своих президентских полномочий в 2013-м. Годом ранее его партия потеряла власть, проиграв «Грузинской мечте» на парламентских выборах. Знаменитый реформатор тогда отправился в Украину, с которой его связывали и воспоминания студенческих лет, и дружеские отношения, установленные с местными политиками за годы президентства. Тбилиси дважды обращался к Киеву с просьбой об экстрадиции экс-главы государства. Украина дважды отказала.