Российский медиахолдинг «Комсомольская правда» объявил о закрытии представительства в Беларуси после задержания своего журналиста Геннадия Можейко и блокировки издания на территории страны. Реакция российских властей на проблемы прокремлевского СМИ в Беларуси — крайне сдержанная. Но так бывает не всегда.
«Проанализировав события последнего года и особенно последней недели, «Комсомольская правда» приняла решение закрыть свое представительство в Минске ЗАО «БелКП-ПРЕСС». Всем сотрудникам будут выплачены денежные компенсации или предложена работа на других предприятиях КП», — говорится в заявлении «Комсомольской правды».
29 сентября «КП в Беларуси» заблокировали на территории республики после того, как издание опубликовало статью, в которой одноклассник убитого в перестрелке с КГБ Беларуси Андрея Зельцера положительно о нем отозвался.
1 октября был задержан и впоследствии арестован автор статьи, журналист «КП в Беларуси» Геннадий Можейко. По данным правозащитного центра «Весна», его задержали в Москве, а затем вывезли в Беларусь, где поместили в изолятор.
При этом белорусское МВД заявило, что Можейко задержали не в Москве, а в Беларуси. По утверждению ведомства, журналист собирался выехать из России в третью страну, но власти России ему отказали — и журналист уехал из России в Беларусь, где был задержан.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя по просьбе журналистов эту информацию, заявил, что в Кремле не знают, где был задержан Можейко. Он подчеркнул, что Москва не может влиять на его судьбу, потому что Можейко — гражданин Беларуси.
«Комсомолку» называют любимой газетой президента России Владимира Путина. Он давал ей разрешение на использование своего образа в рекламе.
Гендиректор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин назвал проблемы, с которыми издание столкнулось в Беларуси, произволом.
Реакция российских властей
Реакция российских властей была и остается сдержанной. Песков в среду назвал заявление КП о закрытии своего филиала в Беларуси «единственно правильным решением».
«Можно выразить сожаление в связи с тем, что в Белоруссии прекратило работу наше весьма авторитетное, популярное и очень уважаемое издание», — заявил Песков.
«Не хочу комментировать то, как белорусские власти выстраивают отношения с белорусскими СМИ, потому что де-юре это белорусское СМИ, и, конечно, это не должно быть с нашим комментарием — действие белорусский властей в отношении белорусских граждан. Мы не комментировали это раньше и не будем это делать и сейчас», — также заявил Песков, добавив, что в Кремле «хотели бы надеяться, что действия в отношении журналиста КП не связаны с его журналистской работой».
- «Это произвол»: главный редактор «КП» об аресте белорусского журналиста, задержанного в Москве
- «За убийство столько не дают»: коллеги о задержании журналиста «Комсомолки» за статью о Зельцере
Владимир Путин ситуацию с Можейко не комментировал. 4 октября Песков заявил, что президенту о ней докладывают: «Поскольку это широко публиковалось в разных ресурсах, то, конечно, эти сообщения тоже отражены в дайджестах, которые готовятся главе государства».
Официальный представитель российского МИД Мария Захарова выразила надежду на соблюдение межународных норм в Беларуси.
«Речь идёт о белорусском СМИ и гражданах Белоруссии. При этом работает газета как филиал российского издания. В этой связи мы исходим из того, что права журналистов будут соблюдаться в соответствии с общепринятыми международными нормами», — заявила она.
В Союзе журналистов России также ограничились выражением сожаления, передает ТАСС.
Заявления российских властей звучали заметно жестче после того, как YouTube удалил два немецких канала российского RT. Это в Союзе журналистов России назвали «прямым актом политической цензуры», который противоречит декларируемым в странах Евросоюза правам и свободам СМИ.
Песков же усмотрел в действиях администрации YouTube признаки нарушения российских законов. «Если наши контрольные органы придут к выводу, что это действительно нарушение нашего законодательства, то, конечно же, нельзя, не следует исключать возможности принятия мер по принуждению этой платформы к выполнению наших законов», — говорил представитель Кремля.
«Чтобы больше не оправдываться в отсутствии злых намерений в отношении RT DE и доказать «хорошее отношение к свободе печати», просто выдайте им разрешение на вещание, как это было сделано для ряда других зарубежных каналов», — писала по этому поводу Захарова.
Как было раньше?
Белорусское гражданство арестованых в Беларуси журналистов российских СМИ не всегда мешало российским властям предпринимать те или иные действия в их защиту.
В 1997 году в Беларуси арестовали собственного корреспондента российского телеканала ОРТ по республике Павла Шеремета, у которого тогда было белорусское гражданство. Поводом для ареста стал репортаж Шеремета с границы Беларуси с Литвой. Шеремета обвинили в незаконном пересечении границы страны.
В результате Шеремет провел под арестом три месяца, после чего был депортирован. Решение о депортации белорусские власти приняли после того, как Борис Ельцин, занимавший на тот момент пост президента России, запретил принимать в России самолет своего белорусского коллеги Александра Лукашенко, пока тот не выпустит Шеремета из-под стражи.
В начале октября 1997 года спецборт Лукашенко не смог вылететь из Минска в Россию. Позже пресс-служба президента России обнародовала информацию, что Москва поставила в качестве условия приземления борта Лукашенко в России «выполнение известных московских договоренностей по корреспонденту ОРТ Шеремету».
Как писал «Коммерсант», позже об этом заявил и Ельцин лично.
«Он пусть Шеремета сначала отпустит», — цитировала газета первого президента России.