Активисты ЛГБТ-движения Азербайджана считают: по сравнению с периодом десятилетней давности, отношение общества к сексуальным меньшинствам улучшилось. Впрочем, старые порядки никто не отменял. Геям и лесбиянкам по-прежнему приходиться бороться за свое право на существование. Вафа Зейналова встретилась с девушками, которым приходится плыть против течения.
Днем в полутемном баре пусто. За соседним столиком две девушки потягивают напитки. Недалеко кто-то стоит, опираясь на бильярдный стол; сразу не разобрать, парень это или девушка. Но человек распрямляется, и становится ясно – это девушка. Невысокая, коренастая, но с обаятельной улыбкой.
Жаля управляет этим баром уже шесть лет, дела идут хорошо. Бизнес она построила сама, вместе со своей партнершей. Жаля – лесбиянка. Каминг-аут она совершила давно. Сегодня Жаля считает себя успешной женщиной. «Я прошла через трудности, – говорит она, – но не сталкивалась с дискриминацией на работе или в обществе из-за своей ориентации. Мне кажется, это зависит от личности. Я была отличницей в школе, на работе старалась выделиться профессионализмом, чтобы меня оценивали в первую очередь как человека, а не как представителя нетрадиционной ориентации». Жаля считает, что сегодня азербайджанские лесбиянки, жалующиеся на дискриминацию, попросту ищут себе оправдание, чтобы не пытаться добиться успеха в жизни. «Когда при мне начинают причитать, я говорю: а что ты сделала, чтобы не быть ущемленной, чтобы защитить свои права? Нет, они предпочитают не бороться, не работать, но требуют, чтобы их признали», – говорит Жаля с возмущением.
Кстати, несмотря на принадлежность к секс-меньшинствам, она считает себя консервативной. «Я не люблю, когда выпячивают свою ориентацию, ведут себя чересчур развязно. Не понимаю Кончиту Вурст. Или гей-парады. Лучше бы гей-активисты выходили на парад не в вызывающей одежде, а с плакатами или лозунгами. Пусть геи и лесбиянки выходят в мир, утверждаются в обществе своими достижениями, изобретениями, премиями, искусством, а не эпатажем».
Жале пришлось утверждаться самой. «Шел 2004 год, мне 24 года. А тогда, заметьте, отношение к ЛГБТ было не таким, как сегодня. Я ушла из дома с одной сумкой, сказав родителям, что готова таскать кирпичи, но хочу иметь право на свою жизнь. Прошли годы, я добилась успеха и даже родители приняли меня».
Повсеместная проблема лесбиянок в Азербайджане – они девушки и им нужно замуж. Чтобы не зависеть от семьи, женщина должна много зарабатывать и уметь противостоять общественному мнению. «Оптимальный вариант для лесбиянки в Азербайджане – выйти замуж за гея, – говорит Жаля. – Иногда родители в курсе и брак получается «договорным», чтобы выглядеть «нормальными» в глазах остальных родственников.
К матерям незамужних девушек относятся с недоверием – не сумела устроить дочь. Парням-геям проще: им находят жену из деревни.
Раз в год они вступят с ней в связь, чтобы та забеременела, а потом возвращаются к привычной жизни». К девушкам требований больше: раз вышла замуж – значит, должна рожать.
Лесбиянки стараются выделиться из толпы – рассказывает Сабина. Сабина часто заходит в бар к Жале. Сейчас она сидит за столиком в углу заведения с бокалом пива. У нее черные кучерявые волосы и пирсинг на брови. «Лесбиянки любят пирсинг, фенечки, колечки, тату, необычные стрижки. Но сегодня по таким опознавательным знакам сложно отличить лесбиянку от просто «девушки в тренде». Раньше считалось, что признак лесбиянки – кольцо на большом пальце (на правой руке – есть партнерша, на левой – свободна) или мизинце или браслет на ноге. Но сегодня эти атрибуты встречаются и на гетеросексуальных девушках». «Все лесбиянки узнают друг друга интуитивно», – рассказывает Жаля. Лесбиянки даже шутят на тему встроенного «гей-радара», по которому узнают своих. «Узнаешь по взгляду, жесту, реакции на твою улыбку или слово. – говорит Жаля. – Но могу сказать, что большинство моих партнерш были гетеросексуальными. Слышала, что 80% людей на земле бисексуальны, а остальные, по 10% – строгие гетеросексуалы и гомосексуалы». Часто лесбиянки называют себя «темными», так и спрашивают, чтобы уточнить ориентацию: «Ты – тема?».
«Лесбиянки хотят быть признанными, но смелости на каминг-аут не хватает. Поэтому они обвешивают себя пирсингом, красят волосы в розовый цвет, а потом выходят замуж в качестве ширмы, – говорит Сабина. Сама она особо внешне не выделяется, носит свободные майки и брюки. «Противоречивое поведение, думаю, связано с тем, что хочется выделиться и добиться признания, но это страшно. Страшно, что будут осуждать, стыдить, что начнутся проблемы в институте, на работе», — рассказывает девушка.
Поскольку азербайджанское общество становится толерантным постепенно, девушки стремятся выделиться и одеждой, и манерой поведения.
Носят подчеркнуто неженственную одежду, в лучшем случае – что-то спортивное. «Многие, например, дайки (дайк — девушка, которая не совсем женственна, «девочка-мальчик», но при этом может быть и гетеросексуальной, — прим. автора) ведут себя чересчур маскулинно, иногда раздражающе для окружающих, – говорит Гюльнара Мехтиева, ЛГБТ-активист и редактор первого азербайджанского ЛГБТ-журнала «Minority». – Дайки одеваются в мужской манере, так же разговаривают. Просто это новое поколение, которое хочет так самовыражаться».
«Как-то на рынке в Баку я встретила как раз такую лесбиянку, – рассказывает Жаля. – У нее короткая стрижка, одета она в мужскую тенниску с широкими, как крылья, рукавами. Даже меня, которая, в принципе, не столь женственна, вид девушки покоробил. Спросила ее: «Почему ты так одеваешься, почему не приведешь в порядок свою кожу, брови?» «Разве мужику такое подобает?» – парировала она. Я ответила: «А разве ты мужик? По-моему, у тебя кое-чего для этого не хватает». Считаю, неважно, кто ты – буч или дайк, ухаживать за собой, своим телом и внешним видом надо всегда. Нельзя, чтобы лесбиянок считали неопрятными и грубыми». Поэтому градацию лесбиянок – бучи, дайки, фэмы – Жаля считает условностью, принятой в социуме.
Четких мест субкультурной локации, как говорят девушки, среди лесбиянок нет. Они «тусуются» в заведениях, которые считаются «темными». Это не обязательно строго гей- или лесби-клубы, часто это просто кафе или бар с толерантным руководством, куда можно прийти с партнершей или компанией, расслабиться и пообщаться. В «темных» местах есть своя атрибутика: картины с гомосексуальным сюжетом или портреты, афиши и постеры с известными геями или лесбиянками. Развлечения у меньшинств такие же, как у всех: пообщаться, послушать музыку, попеть в караоке. «К сожалению, наши лесбиянки не умеют веселиться, – с грустью говорит Жаля, – либо слишком скованны и зажаты, либо, чтобы расслабиться, выпивают лишнего и начинают вести себя чересчур развязно. Да и особой культуры развлечений у нас нет. Максимум – организовать тематическую вечеринку, чтобы завести новые знакомства».
«Отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации в Азербайджане улучшилось».
ЛГБТ-активист Гюльнара Мехтиева считает, что за последние годы отношение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации в Азербайджане улучшилось. Причина – глобальные общемировые процессы: «Толерантных и осведомленных людей стало больше. Растет видимость ЛГБТ-людей. Раньше об этом было непринято говорить. Такие люди как бы были, но нигде не учитывались. Но, например, победа Кончиты Вурст, закон об однополых браках в США, каминг-аут главы Apple Тима Кука, частые новости в интернете и т.д., все это делает тему ЛГБТ актуальной».