За 20 дней до дня референдума около миллиона каталонцев – это данные городской полиции - вышли на улицы Барселоны, чтобы выразить свою позицию. Это не первая Диада, которая отмечается многочисленной акцией. Однако, как сказал глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон, это особенная Диада, она демонстрирует готовность каталонцев к референдуму первого октября. Корреспондент Совы в Барселоне Нона Суварян о том, как каталонцы отстаивают право на независимость.
Независимость и паэлья
До того, как выйти на акцию, друзья Давида собираются у него в квартире. Горячее обсуждение политических событий не прекращается ни во время приготовления паэльи, ни при дегустации этого традиционного блюда. На акцию они выходят не с пустыми руками. Тут же на полу разостлан огромный плакат, правда, он пока чист. Друзья Давида все никак не могут договориться, с каким посланием они хотят выйти на барселонскую улицу. Наконец решили:
«Мы здесь, чтобы защитить и ваше «НЕТ». А где вы?» — 27-летняя Ирис Льоп аккуратно выводит буквы.
«В этом году, когда возможность проголосовать так близка, люди просто хотят, чтобы их услышали, позволили высказаться, решить. Они (официальный Мадрид-прим.автора) не могут понять, что мы всего лишь пытаемся защитить право каждого на голос, а это не обязательно означает голос за независимость», — объясняет Ирис и тут же добавляет, что сама в день референдума поставит галочку напротив —ДА-.
«Я пришла к выводу, что государство не уважает меня, как гражданина из-за того, что говорю на другом языке, думаю иначе, у меня нет таких же прав, как у большинства. Поэтому предпочитаю построить новое государство, в котором я тоже смогу принимать решения. Не хочу жить в государстве, которое никогда не слышит Каталонию».
Пропавшее доверие
Давид Джоу, 26-летний правозащитник из Таррагоны, хозяин квартиры, говорит, что централизация власти – главная проблема Испании. По его словам, выход из состава страны — чистый прагматизм и не имеет ничего общего с национализмом каталонцев. В пример он приводит свою мать. Несмотря на то, что она родом из юга Испании, она также за отделение.
«Позиция моей матери – это реакция на то, что руководство Испании не позволяет правительству Каталонии вести ту политику, которую требуют местные жители. Если проблемы начнут наконец решать, то лишь для того, чтобы усыпить движение за независимость. Как только накал убавится, государство снова будет централизовано. Такова политическая культура испанских партий».
По дороге к месту собрания манифестантов Давид идет размахивая огромным флагом – эстеладой – символом независимости Каталонии. Эту символику можно увидеть на многих балконах каталонских городов.
История вопроса
Каталония стала частью Испании в составе Арагонского королевства. В 1714 года Филипп Пятый жестко расправился с этим регионом в наказание за то, что те поддержали его соперника. Каталонский язык и культура в течение долгого периода были под запретом. Возрождение началось в конце 19 века. После гражданской войны в период 40-летнего правления Франко, жителям Каталонии вновь запретили свободно выражаться.
Сепаратистский настрой начал набирать обороты, после экономического кризиса. В 2010 году Конституционный суд признал незаконными целый ряд базовых правовых норм о Cтатусе Каталонии, за которые каталонцы проголосовали в 2006 году. В результате начались массовые акции протеста. Тогда будущий президент женералитета Каталония Артур Мас заявил, что если его выберут, то он начнет бороться за независимость. Его выбрали. В 2014 году был проведен плебисцит, большинство проголосовало за независимость. Однако из-за низкой явки этот результат не был принят всерьез.
Голосование — не преступление?
Право голоса, право на самоопределение — главное требование этой Диады как и в течение последних лет. Национальный день Каталонии отмечают с 11 сентября 1714 года, когда Каталония утратила автономию. Несмотря на это язык и культура сохранились. Диада — символ сопротивления и того, что борьба всегда имеет смысл.
На фоне сепаратистских движений Диада приобрела особое значение. И в этом году недовольные пытаются донести до Мадрида, что голосование не является преступлением.
Официальный Мадрид уверен в обратном. В одном из своих выступлений председатель правительства Мариано Рахой действия каталонских властей даже назвал попыткой государственного переворота. По его мнению, голосование могло бы быть легитимным лишь в том случае, если в нем примет участие вся страна.
Конституционный суд Испании уже признал незаконным закон о Референдуме, принятый парламентом Каталонии на прошлой наделе. Скоро та же участь постигнет и второй закон, обеспечивающий выход из состава Испании.
По решению Конституционного суда, любое участие в подготовке Референдума чревато привлечением к административной ответственности.
О строгости испанского законодательства в Каталонии знают не по наслышке. После проведения плебисцита 9 ноября 2014 года его организаторов, экс-главу правительства Каталонии Артуру Масу и 9-ти других лиц, обязали выплатить 5,1 миллионов евро – ровно столько, по решению суда, обошелся незаконный плебисцит казне.
Тем не менее, авторы идеи референдума не намерены сдаваться. Готовность помочь выразили более 30 тысяч граждан. Всех не накажут – уверены они.
Помочь с подготовкой и проведением голосования готовы и более семисот из 947 каталонских мэрий. Они позволят установить урны в местных школах, как при обычных выборах.
Однако оппозиция ставит под вопрос процесс подготовки и само проведение референдума. Политическая партия «Сьютаданос» («Граждане» — прим.автора) обвиняет руководство Каталонии в попытке накалить ситуацию. Оппозиционные политики утверждают, большинство местного населения против выхода из состава Испании.
Призывы Мадрида отказаться от участия в референдуме — это попытка максимально сократить явку и пошатнуть его легитимность, считают в Каталонии. Эта политика уже дала свои плоды, многие отказываются принять участие в голосовании. На фоне жесткого противостояния между Барселоной и Мадридом и уже неприкрытой медиа-войны, многими овладевает недоверие ко всем сторонам. Тем не менее руководство Каталонии непоколебимо — решение будет принято вне зависимости от количества проголосовавших.
…устал от постоянного обсуждения этого вопроса…
36-лений ветеринар Маркос Гонсалес не относится к их числу. Первого октября он воспользуется возможностью выразить свою позицию. Маркос против выхода Каталонии из состава Испании:
«Стать независимыми означает потерять конкурентоспособность на мировом рынке, осложнить экономическую ситуацию. Появятся границы, будет больше затрат. Выйдем из Евросоюза. Неизвестно, будет ли у нас двойное гражданство, сможем путешествовать или закроемся в этом государстве. Первые годы будут очень трудными. Конечно, в Каталонии есть проблемы, как и в других регионах. Проблемы между Каталонией и Мадридом вызваны тем, что этот регион один из самых богатых в Испании. Мы отдаем центру много, но взамен не получаем ничего. Хотя с другой стороны Мадрид демонизируют, его считают причиной всех проблем. Хотя есть много проблем, в которых виновато само правительство Каталонии».
Как говорит, Маркос сепаратизм набрал силу после экономического кризиса. Оставшимся без работы внушили, что независимость — выход из ситуации. Хотя он признает, что для многих каталонцев независимость — возможность самоидентификации.
«У каталонцев свой язык, своя культура. Тут был франкизм, теперь правые, они слишком централизованные, довольно негибкие. Людей, думающих иначе, это очень злит».
Маркос говорит, что уже устал от постоянного обсуждения этого вопроса, поэтому референдум должен быть проведен, тогда правительство Каталонии уже не сможет манипулировать темой независимости.