В Армении представители гражданского общества поставили под сомнение завершение проекта Север-Юг. Автомагистраль протяженностью 556 км растянется от границы с Ираном до границы с Грузией и превратит Армению в транзитную часть международных транспортных коридоров. Правда, пока только на бумаге. Строительство началось в 2012 году и изначально планировалось завершить работы к 2019-му. Но за пять лет удалось проложить лишь 5,6% от общей длины магистрали. Кто и почему срывает сроки? Астхик Геворкян и Сурен Дегерян попытались разобраться в ситуации.
Инвестиционная программа дорожного коридора Север-Юг начала свое официальное существование осенью 2009 года – после подписания кредитного соглашения между правительством Армении и Азиатским банком развития (АБР). Донорами проекта являются также Европейский инвестиционный банк (EIB), Евразийский банк развития (ЕБР) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Осуществляется проект «Организацией по реализации транспортных программ» государственной некоммерческой организацией (ГНКО) при министерстве транспорта, связи и информационных технологий РА.
Дорога должна соединиться с грузинской автомагистралью, которая в свою очередь ведет к крупнейшим портам страны на побережье Черного моря – Батуми и Поти. Но Север-Юг имеет для Еревана не только важное экономическое значение, но и важное геополитическое.
Изначально бюджет проекта состовлял 962 млн долларов. Но за годы строительства возникла необходимость пересмотра бюджета. В результате ориентировочная стоимость проекта выросла до 1,5 млрд долларов. Пока потрачено 150,3 млн долларов и 23,14 млн евро, что приблизительно составляет 11,6% от общего бюджета. На данный момент построен и модернизированн лишь участок в 31 км. А впереди еще 525 км, большую часть которых нужно проложить с нуля.
Негодование темпами строительства магистрали в марте этого года выразил премьер-министр Армении Карен Карапетян. Поговаривают, что он даже поднял вопрос о неуместности продолжения такого проекта при таких темпах. Но представители гражданского общества считают: возможно, премьер просто пытается перевести стрелки. По мнению эколога Сильвы Адамян, координатора форума общественных организаций по мониторингу проектов АБР в Армении, проблема реализации программы – в управлении. «Правительство не проявляет должной воли контролировать качество и сроки строительства, а кредиторы не имеют механизмов контроля».
Изначальный срок действия кредитного соглашения на сумму 500 млн долларов с АБР планировался с 2009-го по 31 декабря 2017 год. Иными словами, за этот период Армения должна была завершить строительство тех участков, которые были согласованы в документе. И поскольку строительство дороги было отложено на три года, в 2012-м Ереван заплатил штраф АБР в размере 300 тыс. долларов за неиспользованный кредит.
В 2013 году Контрольная палата Армении обнаружила многочисленные нарушения в строительстве магистрали. Работы осуществляла испанская компания «Изолюкс Корсан», а за технический контроль отвечала французская «Софеж». Как заявили в Контрольной палате, строители дороги не обеспечивают требуемой толщины и качества бетона, работы осуществляются с техническими нарушениями, не обеспечивается водоотвод и так далее. В результате был освобожден от должности директор офиса по реализации программ, а прокладка автомагистрали была временно приостановлена.
Замедление реализации проекта связывают и с корупционными рисками. «Я не хочу всю вину валить на действующее правительство, но правительство должно хотя бы осведомиться, почему изменились сроки сдачи работ, а также что привело к изменению стоимости проекта. Если бы все было организованно в сроки, то магистраль была бы построена по запланированной стоимости», – рассказала в беседе с «Совой» Силва Адамян.
Форум, состоящий из почти десятка неправительственных организаций, на добровольной основе мониторит процесс реализации данного проекта с 2009 года. В него вовлечены экологи, специалисты по строительству дорог и т.д.
«Если страна с трепетом относится к осуществляемым проектам, то и кредиторы и подрядчики будут относиться к делу соответственно», – уверена Адамян. Эколог приводит примеры негативного исхода проектов в разных странах, зафиксированных ею и ее коллегами из сети международного форума по проектам АБР. «Опираясь на эти примеры, мы стали пристальнее следить за реализацией проекта Север-Юг в Армении, так как эта дорога стратегически важна для страны, она должна стать частью «Шелкового пути»», — отмечает Адамян.
Зачем Армении Север-Юг?
Цель магистрали Север-Юг – обеспечить выход через Армению и Грузию к Черному морю, а затем и к европейским странам. Амбициозная задача проекта – улучшить дорожное сообщение между Европой, Южным Кавказом и Азией.
В официальном заявлении АБР отмечается, что основная цель коридора Север-Юг – обеспечить строительство такой магистрали, которая отвечала бы долгосрочным требованиям страны. Некоторые участки дороги будут иметь бетонные покрытия, что продлит срок службы до 30 лет. Загруженные участки магистрали будут состоять из четырех полос, что максимально удовлетворит потребности экспортных перевозок через Армению.
Сегодня дорога, которая соединяет север Армении с ее югом, – горная с множеством серпантинов, подьемов и спусков. Учитывая ограничения скорости, весь путь можно проделать примерно за 10 часов. Новая магистраль, утверждают ответственные за проект, даст возможность сделать это за 4-5 часов.
«Север-Юг беспрецедентный по своему объему и характеристикам проект. Такие компоненты, например, как план переселения жителей на определенных участках осуществлялся в первые. Этот процесс в рамках первого и второго траншей продлился до четырех лет, что также привело к затягиванию программы», – заявил исполняющий обязанности директора инвестиционного проекта Вартан Карапетян.
Эколог Силва Адамян считает: армянская магистраль Север-Юг может использоваться как для международного транспортного коридора между Персидским заливом и Черным морем, так и для более масштабного коридора под тем же названием Север-Юг. Инициаторами последнего являются Россия, Иран и Индия.
Проект транспортного коридора, который соединит Персидский залив с Черным морем выдвинул Иран, чтобы через Армению и Грузию организовать грузоперевозки в Болгарию, Грецию и Италию. Такой коридор позволяет выйти в Европу в обход Россию. В ЕС проект встретили с одобрением.
Что касается международного транспортного коридора Север-Юг, официально о нем было обьявлено еще в 2002 года. Это путь длиной 7 200 км начинается в российском Санкт-Петербурге и завершается в индийском порту Мумбаи (Бомбей). Транспортный мультимодальный коридор обеспечит связь между Индией и Европой через Иран и Россию, как минимум вдвое (с 40 до 20 дней, а после дополнительной модернизации и до 14 дней) сократив традиционный путь.
Транзитной частью коридора стремится стать и Азербайджан, который может составить серьезную конкуренцию Армении. Власти страны модернизируют магистраль Баку-Астара (на границе с Ираном), которая, по оффициальным данным, будет введена в эксплуатацию в 2018 году. Также строится новая ветка железной дороги Казвин – Астара, которая соединит железнодорожные сети двух стран.
А вот строительство армяно-иранской железной дороги все еще находится на уровне обсуждений. И этот пробел может восполнить магистраль Север-Юг. Если, конечно, прибавить темпа в строительстве.
Инфографики специально для СОВЫ подготовил портал Ampop.am по дата-журналистике.
Фото: агентство «Фотолур».