Прозрачность, скорость, стоимость, простота – четыре самых наглядных фактора в пользу относительно нового типа платежной системы – блокчейна, сегодня прочно ассоциирующегося с таким, «мистическим» для многих, понятием, как криптовалюта. О биткоинах в наше время не слышал, пожалуй, только ленивый. Но мало кто вникал в реальные возможности виртуальных денег. Грузия – одна из небольшого количества стран, где «майнят». Причем, идея приобщиться к «технологиям будущего» не чужда и тем, кто проживает по ту сторону Ингури.
В самопровозглашенной Абхазии готовы сделать ставку на биткоины. В Сухуми уверены: криптовалютный рынок позволит привлечь большие инвестиции, которые никто не сможет заблокировать. Технологии блокчейна децентрализованы и практически никак не регулируются со стороны международных финансовых институтов, таких как Всемирный Банк или Международный Валютный Фонд. И, как честно признался Адгур Ардзинба, возглавляющий де-факто министерство экономики, «если вы, допустим, представляете правительство Абхазии, то эти качества криптовалютного рынка для вас безусловный плюс, так как позволяют привлекать инвестиции из любой точки планеты без каких-либо ограничений».
«Если вы, допустим, представляете правительство Абхазии, то эти качества криптовалютного рынка для вас безусловный плюс, так как позволяют привлекать инвестиции из любой точки планеты без каких-либо ограничений».
Чтобы «майнить», или добывать криптовалюту, необходимо электричество… много электричества. И чем дешевле тарифы, тем выгоднее. Так что неудивительно, что в Абхазии заинтересовались. Ведь на потребляемую самопровозглашенной республикой электроэнергию скидываются признавшая ее Москва и собственно Тбилиси, который фактически дотирует (по части электроэнергии) регион, не признающий его юрисдикцию.
Неудивительно, что чиновники-энтузиасты из Абхазии начинают говорить о возможном криптовалютном будущем этой территории. В частности, вышеупомянутый Адгур Ардзинба намерен создать необходимую инфраструктуру за счет инвесторов, которые, по его задумке, скинутся на создание мощной гидроэнергетики, что позволит превратить территорию самопровозглашенной республики фактически в одну большую ферму по добыванию криптовалюты.
Сухуми вдохновляет пример Японии и части европейских стран. Там на биткоины уже можно купить чашечку кофе или, скажем, дом. Все большее распространение криптовалюта получает и в «материковой» Грузии – на территории, подконтрольной официальному Тбилиси, уже существуют два таких «свечных заводика» компании BitFury (добытчики криптовалют, кстати, освобождены от налогов), а платежная система e-money вполне позволяет тратить заработанные виртуальные сбережения.
Основатели «майнинговой» компании в Грузии считают, что мировая экономика развивается этапами и следующий этап именно за криптовалютами.
Основатели «майнинговой» компании в Грузии считают, что мировая экономика развивается этапами и следующий этап именно за криптовалютами.
Да и вообще, это, действительно, очень удобно. При переводах криптовалют по системе блокчейна средства доходят практически моментально, комиссия минимальная, а главное – для проведения сделки вам не нужны посредники в лице банков, что существенно облегчает перевод и делает его к тому же анонимным, ведь криптовалютные кошельки не привязаны к имени владельца. К тому же, если вы сделали перевод по блокчейну, его невозможно изменить или подделать, поскольку транзакция подтверждается огромным количеством компьютеров по всему миру. А еще многие считают это выгодной диверсификацией своих сбережений – курс биткоина чаще всего растет.
Биткоин не зря называют цифровым золотом – его добыча ограничена математической формулой и появление в системе новых монет постоянно снижается: так 99% всех токенов будет добыто к 2034 году. Так что по мере роста спроса, неизбежно будет расти и цена. Впрочем, есть и минусы – рынок слишком молодой и новоявленные «криптоброкеры» легко поддаются эйфории и панике, что влечет за собой гигантскую амплитуду волатильности курса. Но рынку определенно есть куда расти – мировая капитализация всех криптовалют сегодня не превышает 200 миллиардов долларов США. Для сравнения, объем банковских депозитов населения Соединенных Штатов – 9 триллионов долларов. А капитализация мирового рынка ценных бумаг в прошлом году была равна 86 триллионам долларов.
Большинство ставит знак равенства между криптовалютой и биткоином. Но реальность немного другая – на сегодняшний день существует довольно большое количество разновидностей криптовалют (несколько тысяч). Биткоин же попросту возглавляет список по капитализации и, следовательно, является самым популярным и перспективным. Но и остальные вполне успешно отстаивают право на жизнь.
ТОП 9 криптовалют: Bitcoin, Ethereum, Ripple, Bitcoin Cash, Litecoin, Bitshares, Peercoin, NXT, Namecoin
Но в Абхазии, к слову, использующей в качестве платежного средства российский рубль, намерены сразу же перейти на новый уровень. Министерство экономики самопровозглашенной республики, по признанию его руководителя, уже более полугода работает над вопросом создания новой, своей криптовалюты. При этом, отсутствие собственного «реального» печатного станка, а значит и возможности эмиссии, по мнению местных экономистов, делает риски минимальными. А потенциал и открывающиеся возможности, напротив, максимальными.
Речь, главным образом, идет о привлечении инвестиций через ICO (Initial coin offering или «первичное размещение монет», токенов – когда блокчейн-проекты выпускают токены, они размещают их на рынке, чтобы люди могли их приобрести, прим. СОВЫ). Преимущества этого рынка для де-факто властей заключаются в том, что граждане всего мира могут инвестировать в экономику самопровозглашенной республики, не опасаясь санкций или других ограничений, распространяющихся на Сухуми со стороны мирового сообщества.
«ICO — Initial coin offering, или «первичное размещение монет», токенов – когда блокчейн-проекты выпускают токены, они размещают их на рынке, чтобы люди могли их приобрести».
В Сухуми уверены: если Абхазия окажется среди пионеров по внедрению и использованию технологий блокчейна, то сможет прорвать и информационную блокаду. В качестве конечной цели реформ в этой области, по ту сторону Ингури рассматривают сценарий по формированию на территории Абхазии полноценной цифровой экономики, основанной не только на использовании криптовалют и технологии блокчейна в финансовой сфере, но и в образовании, медицине и других сферах жизнедеятельности.
Сумеют ли де-факто власти Абхазии справиться с такой сверхзадачей? Сами – вряд ли. А вот Москва вполне может использовать территорию самопровозглашенной республики в качестве крупнейшей в мире «фермы» для добычи криптовалют. Причем, без какого-либо контроля со стороны международных финансовых институтов.