Сегодня в Грузии осуществляется большое количество инфраструктурных проектов. В том числе и довольно сложных. На что в первую очередь стоит обратить внимание, чтобы потом не потерять годы на исправление ошибок? Замминистра инфраструктуры и регионального развития Грузии Илиа Дарчиашвили делится своим видением ситуации.
Добрый вечер, господин Дарчиашвили. Наша программа ориентирована в том числе и на иностранных инвесторов. Причем, не только на тех, кто уже работает в Грузии, но и на тех, кто, возможно, примет участие в развитии нашей страны. Поэтому, если можно, поподробнее расскажите о том, какие проекты уже осуществляются в Грузии и о том, какие находятся в стадии планирования, то есть о перспективах.
Приветствую. Большое спасибо за приглашение. Хочу отметить, что Министерство регионального развития и инфраструктуры в октябре текущего года представило отчет за последние три года. Что было сделано в инфраструктурной сфере за этот период. Впрочем, среди основных направлений для нашего министерства не только инфраструктурные проекты. Но и местное самоуправление, и региональное развитие. Именно по этим направлениям, при содействии нашего министерства, был разработан, а позже принят парламентом кодекс местного самоуправления. С января же вступит в силу соответствующий закон, касающийся развития высокогорных регионов. Мы считаем, что это позволит вернуть людей в эти районы. Им будут предоставлены разнообразные льготы. За эти три года многое было сделано для развития местных муниципалитетов. Мы хотим, чтобы власти на местах распоряжались собственными ресурсами, и это напрямую касается инфраструктурных проектов. С этой стороны у нас есть поддержка двух фондов. Один из них – Фонд регионального развития с общим бюджетом приблизительно в полмиллиарда лари. Совместно мы осуществили уже около 2-х тысяч крупных проектов. Также существует проект поддержки села, в рамках которого были осуществлены порядка 20 тысяч небольших проектов. Это что касается регионального развития. Что же касается инфраструктурных проектов, у министерства есть несколько подразделений, занимающихся этими вопросами. Среди них – дорожный департамент, фонд муниципального развития и так далее. Эти структуры при помощи международных доноров осуществляют различные инфраструктурные проекты. Это и автомобильные дороги, и скоростные магистрали, это и водоснабжение регионов, и современные системы очистки мусора и так далее. Отмечу, что среди основных приоритетов нашего министерства – строительство скоростных автомагистралей. Ежегодно строятся от 25 до 30 километров подобных дорог. И мы стараемся увеличить эти цифры. Для нас важно как можно скорее завершить ввод в строй необходимого числа комфортных и современных дорог, для увеличения транзитного потенциала нашей страны. Строительство ведется по нескольким направлениям. Некоторые уже завершены. До конца этого года мы завершим строительство 75 километров скоростной магистрали. Также хочу отметить, что за прошедшие три года мы провели реабилитацию 800 километров дорог. Построили 67 новых и реабилитировали 110 уже готовых мостов. Вот вы упомянули об иностранных инвесторах, и в связи с этим я хочу отметить конкретный проект, весьма дорогостоящий. Речь идет о строительстве скоростной магистрали на Рикотском перевале, которая разгрузит автомобильный трафик на этом важном участке. Мы также хотим, чтобы эта дорога в будущем стала платной. Но так как этот вопрос был не правильно интерпретирован, я бы хотел пояснить: это будет не единственная дорога, а альтернативная. Для тех людей, которые предпочтут заплатить за комфорт, экономию горючего и времени.
То есть это ни что иное, как перенятие опыта развитых стран. И в развитых азиатских, и в европейских странах платные дороги – это в порядке вещей. Если вы хотите комфорта и скорости, вы должны за это платить. Что касается иностранных компаний, вы можете назвать крупные компании, которые уже находятся в Грузии и заняты в инфраструктурном строительстве?
Я уже говорил, что все инфраструктурные проекты финансируются донорскими организациями. Среди крупнейших – Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский инвестиционный банк и т.д. Что касается вашего вопроса, действительно, когда мы объявляем о проектах международного уровня, в тендерах принимают участие и иностранные компании. В наших интересах, чтобы в таких тендерах принимало участие как можно больше крупных международных строительных компаний. Это, с одной стороны, повысит конкуренцию и, с другой, за приемлемую цену мы получим компанию-подрядчика, в качестве работы которой не будет никаких сомнений. В наших проектах уже принимает участие большое количество иностранных компаний. Один из примеров – строительство тбилисского метрополитена, финансирование которого осуществляется через Фонд муниципального развития Грузии. Так вот подрядчиками являются известные испанские компании «Асиниа» и «Кобра», которые строят новую – 23-ю станцию.
Вы упомянули о том, что привлекаются иностранные компании для того, чтобы повысилось качество дорог. Финансируется это все и Азиатским банком развития, и многими другими международными финансовыми организациями. Но все-таки качество наших дорог пока не дотягивает до качества европейских или развитых азиатских стран. В чем причина? Почему у нас часто портятся дороги? У нас, куда ни глянь, везде идет реабилитация дорог. Это так должно быть? Везде так? Или все-таки существует проблема качества? Может это как-то связано с тем, что у нас до сих пор нет единых стандартов?
Когда мы говорим о строительстве автобанов и скоростных магистралей, в этом направлении дела обстоят лучше, потому что помимо того, что высокие стандарты желательны для нас, это также и требование доноров. Сейчас мы активно работаем вместе с ними над повышением стандартов, технических характеристик, чтобы увеличить срок эксплуатации дорог. Конечно, в том, что касается стандартизации, проблемы остаются. Повторюсь, мы стараемся, чтобы строительством занимались компании с большим опытом и хорошей репутаций. К сожалению, по прошествии времени дороги требуют реабилитации, это нормальное явление. Но мы делаем все, для того, чтобы проекты строительства дорог международного уровня были осуществлены по современным европейским стандартам. И чтобы эти дороги еще долго служили нашим гражданам.
А можно назвать хотя бы приблизительные сроки, когда Грузия перейдет на так называемые еврокоды?
Это процесс. Мне сложно назвать конкретную дату. Главное, что процесс идет, и мы первую очередь мы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее эти стандарты были приняты и дальнейшая работа велась в соответствии с этими стандартами как в западных странах.
Фонд муниципального развития. Чем конкретно занимается эта организация? Связано ли это напрямую с привлечением инвестиций?
Фонд муниципального развития, в отличие от того же дорожного департамента не занимают какую-то конкретную нишу. У него довольно диверсифицированный портфель проектов и большой опыт работы с иностранными донорами. В его функции входит осуществление крупных проектов на территории Грузии. Если говорить о потенциальных инвесторах, то Министерство, безусловно, заинтересовано в том, чтобы в нашу страну зашло большое количество сильных и квалифицированных иностранных компаний.
Мы уже говорили, что Грузия – это большая стройка. И как в любом большом проекте без проблем не обойтись. В чем заключаются основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться вашему ведомству и как они решаются?
Когда мы говорим о крупных инфраструктурных проектах, их имплементация происходит нашими донорами. В первую очередь, когда происходит закупка необходимых материалов, они требуют соответствия международным стандартам. Это обязательная процедура. Но когда начинается строительство, начинаются и проблемы. Иногда финансовые, а иногда технические. Некоторые компании не могут выполнить те технические требования, которые были изначально декларированы. И, отмечу, мы никогда не идем на компромисс в вопросах качества. Это очень важно для нас. Поэтому мы стараемся добиться того, чтобы проекты осуществлялись в те сроки, которые были намечены и, главное, в результате мы получали качество. Проблемы, безусловно, есть и мы готовы открыто о них говорить. Мы скрупулезно изучаем то, что было сделано, работаем над исправлением наших ошибок и стараемся своевременно осуществлять превентивные действия, чтобы эти ошибки не повторять.