Пускать / не пускать: иммиграция из России и риски для Грузии - SOVA
политика

Пускать / не пускать: иммиграция из России и риски для Грузии

«Как перебраться в Грузию?», «Как в Грузии относятся к русским?», «Сдаете ли квартиру русским?». Это топ вопросов, которые сегодня знакомые из России задают проживающим в Тбилиси российским экспатам и местным жителям. Параллельно в грузинском обществе стартовала дискуссия: принимать или нет бегущих от режима и изоляции россиян.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Андро Гоциридзе, Артем Богословский, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Паата Закареишвили, Россия, Тина Хидашели

Петиция с требованием ввести визовый режим для граждан России, распространившаяся по соцсетям, набирает все больше подписей. В описании приводятся два аргумента «за». Первый – россияне въезжают в Грузию, чтобы снять доллары в местных банкоматах, а это приведет к дальнейшему падению курса национальной валюты. Второй – большое количество граждан РФ, проживающих в Грузии, может быть использовано Путиным для очередной «спасательной операции» по защите россиян.

Грузинское общество раскололось надвое: одни считают, что бегущим от путинского режима нужно помогать, другие – что россиянам с этим режимом нужно бороться на местах.

Но следует понимать, что не все могут быть героями. Так считает конфликтолог Георгий Канашвили. По его словам, не стоит давить на порядочных людей вопросом «почему вы не свергаете путинский режим», ведь их государство «оказалось гораздо более опасным, чем мы думали».

«Мне вспоминаются те, кто пытался свергнуть режим. Немцов, Кара-Мурза, Скрипаль, Магнитский, Политковская и многие другие – либо в могиле, либо в тюрьме, либо отравлены… Мы должны понимать, что не все могут быть героями!»

Но если героизм не может быть критерием, то им может быть что-то другое, считает Канашвили:

«Визовый режим, особый режим продажи имущества гражданам России, особый режим проживания и предоставления гражданства, особый режим вложения денег в экономику Грузии и многое другое».

Россияне: побег в Грузию

Эксперт Паата Закареишвили введение визового режима не считает «хорошим выходом из ситуации». По его словам, в Грузию приезжают, потому что это сделать легко. И это в свою очередь помогает россиянам дальше уехать на Запад.

«Мы должны помогать им. До меня доходит информация, что посольства не желают работают с гражданами РФ. Весь мир сейчас мобилизован против российской агрессии. Надо работать с гражданами России, которые тоже жертвы этой агрессии».

Конфликтолог считает, что большая часть людей, сбегающих из России – либеральная молодежь, которая хочет жить в демократической стране. Но не у всех иммигрантов могут «чистые мотивы».

«Мы должны их принимать и поддерживать. Эти люди, когда вернутся в Россию, будут рассказывать о важности и помощи Грузии. С другой стороны, с такими людьми могут проникать и другие – с вражескими целями. Я уверен, что в Грузии у русских уже есть такие люди. Они посылают в Грузию таких людей. Потому мы должны быть очень внимательны к ним. Мы должны сотрудничать с гражданами России, которые тут находятся. Я знаю некоторых из гражданского сектора, которым могу доверять – они проверены временем. Благодаря им можно изучать людей, которые притворяются гражданскими. Мы должны знать их подноготную, историю, откуда идут, чем занимались. И если мы уверены, что это надежные люди и организации, то должны помогать реализовать себя. Но у нас политика другая. Когда мы не пускаем Дмитрия Гудкова и Любовь Соболь, но пускаем Познера, становится ясно, в какую сторону мы двигаемся».

«Решение политическое»: как из Грузии депортируют критиков Кремля

Потенциальную опасность проникновения в Грузию шпионов в Тбилиси воспринимают серьезно. Массовый наплыв граждан России представляет риски для безопасности и не имеет ничего общего с фобиями, считает консультант по киберстратегии, основатель исследовательского центра CYSEC Андро Гоциридзе. Проникновение разведчиков под видом мирных туристов, по его словам, — обычная практика, которая применялась всеми странами в довоенный период.

«Тот, кто когда-либо был близок к работе разведывательных структур, знает, что разведка заключается не только в получении информации. В функции военной разведки входит также принятие решительных мер и совершение диверсий, а иногда и взятие под контроль города, открытие дороги. Контрразведке тоже сложно проводить качественную фильтрацию при больших потоках и конспирациях».

Основатель партии «Гирчи – больше свободы» Зураб Джапаридзе выступает за принятие «порядочных россиян» с правильной позицией. При этом поддерживает введение визового режима.

«Ситуация в Украине показала, что россияне заранее въезжали на территорию Украины, арендовали квартиры и с начала войны стали делать наводки для российской артиллерии. Они делали всяческие метки, по которым должны были ударять российские военные. Мы должны учитывать эти опасности».

Андро Гоциридзе риски видит и в потенциальном массовом приобретении россиянами недвижимости. По его словам, это может создать casus belli – повод для объявления войны, поскольку Россия всегда декларировала намерение защищать своих граждан, где бы они ни были. Этот аргумент Москва активно использовала и в 2008 году в Цхинвали.

Тем временем, официальная статистика говорит, что в 2015-2018 гг 40% недвижимости с правом собственности, приобретенной иностранцами в Грузии, принадлежит именно россиянам.

Зато после вторжения РФ в Украину отдельные грузинские арендодатели стали отказывать россиянам в сдаче квартир. Кампания затронула не только недвижимость – один из крупнейших банков Грузии – Bank of Georgia – ввел новые регуляции: перед тем, как открыть счет, граждане РФ должны будут подписаться под пунктами о том, что осуждают агрессию Кремля в Грузии и Украине и согласны с тем, что их страна – оккупант.

В Грузии требуют национализации принадлежащих России стратегических активов

Конфликтолог Закареишвили отказ сдавать квартиры считает неправильным подходом.

«Ты сдай сначала, а потом посмотри, как они себя ведут. Я знаю, что некоторые таксисты отказываются от русскоязычных пассажиров. На мой взгляд, это аморально – за счет слабых россиян делать себя героями. Они бежали, потому что, возможно, пытались бороться с режимом. И, возможно, делали это активнее, чем те же таксисты или арендодатели».

У побега россиян есть две причины, считает экс-министр обороны Грузии Тина Хидашели: 1) избежать жизни при диктатуре и грядущих репрессий; 2) избежать дискомфорта от санкций.

«Это две совершенно разные причины, и подход тоже должен быть соответствующим. Гнев не должен перерасти в ксенофобию. Для того и был придуман визовый режим, чтобы фильтровать приезжающих. Тех, кто избежал санкций, даже если у них в Facebook сохранились фотографии Путина, нельзя пускать в Грузию».

Москвич Артем Богословский уже второй год живет в Тбилиси. За последнее время десятки людей обратились к нему за советами и консультацией по переезду в Грузию. Артем настоятельно просит своих знакомых «хотя бы минимально почитать об этой стране и о ее боли». Даже если едут «переждать».

«Грузия – это не только и не столько хачапури-вино-горы. Например, мало кто в России знает и помнит войну 2008 года. В Грузии ее помнят все, она оставила отпечаток в каждом. Более того, представьте, война продолжается по сей день (погуглите слово «бордеризация»). «Ночь Гаврилова» – еще один важный эпизод новейшей истории страны, почитайте тоже, это важно», – обращается Артем к россиянам.

По его словам, несмотря на все вопросы к государству, гражданами которого являются россияне, Грузия гостеприимна и открыта к иностранцам.

«Будьте внимательны, добры и благодарны. Вы, как и я, приходите к этим людям в гости. Ведите себя, как гости».

Власти Грузии обещают не допустить дискриминации русских