Прокурор Международного уголовного Карим Хан запросил ордеры на арест трех фигурантов из Цхинвали, причастных к нарушению прав этнических грузин в 2008 году. Об этом говорится в специальном заявлении королевского адвоката.
- генерал-лейтенант Михаил Миндзаев, назначенный в 2005 г. министром внутренних дел де-факто администрации Южной Осетии как минимум до 31 октября 2008 г.;
- Гамлет Гучмазов, начальник следственного изолятора де-факто МВД Южной Осетии на момент указанных событий;
- Давид Санакоев, де-факто Уполномоченный президента Южной Осетии по правам человека, также известный как «Омбудсмен» на момент событий.
«С тех пор, как 27 января 2016 года Палата предварительного производства санкционировала начало расследования ситуации в Грузии, мое Управление изучало доказательства предполагаемых преступлений, совершенных всеми сторонами вооруженного конфликта в период с 1 июля по 10 октября 2008 года. В соответствии со стандартами обвинения, расследование всегда проводилось независимым, беспристрастным и объективным образом и основывалось исключительно на полученных доказательствах и обязательствах по Римскому статуту.
На основании доказательств, собранных и изученных моим Управлением, у меня есть разумные основания полагать, что эти трое несут уголовную ответственность за следующие военные преступления, совершенные на территории Южной Осетии, Грузия, и вокруг нее, в период с 8 по 27 августа 2008 года: незаконное лишение свободы – статья 8(2)(a)(vii)-2; пытки – статья 8(2)(a)(ii)-1; бесчеловечное обращение – статья 8(2)(a)(ii)-2; посягательство на человеческое достоинство – статья 8(2)(b)(xxi); взятие заложников – статья 8(2)(a)(viii); и незаконная депортация или перемещение – статья 8(2)(a)(vii)-1».
Карим Хан отмечает, что его ходатайство касается случаев нарушения прав этнических грузин в условиях оккупации Российской Федерацией. Следствие также выявило предполагаемую роль Вячеслава Борисова, генерал-майора Вооруженных Сил РФ и заместителя командующего Воздушно-десантными войсками на момент событий, который, как считается, умышленно способствовал совершению некоторых из этих преступлений, и сейчас умер.
«Практически сразу после того, как грузинские вооруженные силы были вытеснены из Южной Осетии, российские и, в первую очередь, югоосетинские войска начали захват грузинских мирных жителей, в основном пожилых и больных, которые не могли или не хотели покидать свои дома и бежать от боевых действий. Им не была сообщена веская причина их захвата и задержания, а также им не были предоставлены какие-либо процессуальные права. Свидетельства показывают, что многих из этих людей незаконно содержали в антисанитарных и небезопасных условиях, оскорбляли, избивали, пытали и унижали».
По словам прокурора МУС, если Палата предварительного производства одобрит его ходатайство о выдаче ордеров на арест, он обещает поддержать усилия по задержанию этих трех лиц. «В дальнейшем я рассчитываю на поддержку со стороны всех государств, особенно государств-участников Римского статута, для обеспечения того, чтобы они предстали перед Международным уголовным судом», — говорится в заявлении.