В Баку похоронили первого президента Азербайджана Аяза Муталибова. Его называли человеком Москвы, слишком мягким руководителем, оставившим свой пост под давлением и без крови.
Аяз Муталибов был президентом сначала советского, а затем независимого Азербайджана чуть меньше двух лет и покинул этот пост сам, в марте 1992 года.
Долгое время он был в опале у современной азербайджанской власти, жил в Москве. 28 марта его похоронили в первом ряду на Аллее почетного захоронения в Баку, там же, где покоится другой бывший президент — Гейдар Алиев, с которым у него были непростые отношения. Муталибов скончался на 84-м году жизни.
В Азербайджане многие считали его человеком Москвы. При СССР он занимал партийные должности, был председателем Госплана, затем совета министров Азербайджанской СССР, и наконец, в мае 1990 года Верховный совет республики выбрал его президентом Азербайджана.
На этом посту он пережил развал СССР и ушел в марте 1992 под давлением националистов, в тот момент, когда война в Карабахе уже шла во всю.
Случайный президент
Историк Ариф Юнус и политолог Зардушт Ализаде рассказали в интервью Би-би-си, что Муталибов стал президентом случайно. Похожего мнения придерживается британский исследователь Карабахского конфликта Том де Ваал, который пишет об этом в своей книге «Черный сад».
Муталибов был нетипичной в тогдашнем Азербайджане политической фигурой, главным образом потому, что родился в Баку, а не в Нахичевани, вотчине Гейдара Алиева. Он использовал свою лояльность, чтобы заручиться сильной политической поддержкой Москвы.
Ариф Юнус считает, что Муталибова в 1990 году назначила Москва, просто как человека не связанного с опальным бывшим членом Политбюро Гейдаром Алиевым. «Он был таким бакинским парнем, стилягой», — вспоминает Юнус.
Зардушт Ализаде рассказывает, как предлагал Муталибову провести решительные реформы, узаконить фактически уже существовавшие к концу 90-х капиталистические отношения, противодействовать националистам из возникшей тогда партии Народного фронта.
«Он не знал людей, царствие ему небесное, он не был кровопийцей, а был рядовым партократом, очень добрым, не кровожадным, склонным к компромиссам человеком. Но так получилось, что царская корона досталась ему, но он не сумел ее сохранить, — считает Ализаде. — Он не обладал главной особенностью политика — решительностью».
И вокруг себя, по словам Ализаде, Муталибов собирал нерешительных людей, не способных противостоять радикальным националистам. «Он будто играл с уличными людьми в карты, имея на руках все козыри, и проиграл», — говорит Ализаде.
Муталибов в Карабахском конфликте
«Именно то, что он был слабым и боялся крови, это и привело к тому, что пролилось много крови и Азербайджан потерял тогда Карабах», — говорит Ализаде.
По словам Юнуса, Муталибов не понимал сложности процессов в Карабахе, недооценивал народное движение в Азербайджане и слишком сильно рассчитывал на Москву. Как считает историк, из-за Муталибова у Азербайджана позже, чем у Армении появилась армия, так как он хотел решить проблему Карабаха в пользу Азербайджана руками Москвы.
Операция «Кольцо»
Когда в марте 1991 года Москва провела всесоюзный референдум по поводу судьбы СССР, Азербайджан, в отличие от некоторых других республик, проголосовал за сохранение союзного государства.
В документальном фильме миротворческой организации Сonciliation Resources «Части круга» сам Муталибов вспоминает, как Горбачев, по его словам, обрадовался, что Азербайджан решил остаться в составе СССР.
В обмен на это Муталибов потребовал от Горбачева решительных мер в отношении армян Карабаха, которые требовали отделения региона от Азербайджана, в том числе — разоружения незаконных формирований и более жесткого паспортного режима.
В апреле-мае 1991 года война в Карабахе только начиналась, когда советская армия провела военную операцию «Кольцо». Официальным поводом для нее стала проверка того самого паспортного режима. В результате операции армянское население около 20 населенных пунктов было вынуждено покинуть свои дома.
Хотя в том же интервью Муталибов считает эту сделку успехом, Том де Ваал в своей книге «Черный сад», напротив, считает, что эта операция только усугубила ситуацию .
«Муталибов считал, что русские нам помогут, и на его совести операция «Кольцо», — говорит Ариф Юнус. — Он не понял, что по большому счету Москва его подставила».
Муталибов и теория заговора вокруг Ходжалы
«Он делал ставку на советскую, а потом российскую армию, и это была ошибка, — говорит Юнус, — И то, что произошло в Ходжалы — это ошибка Муталибова».
Еще одно событие, в связи с которым Муталибова вспоминают в Азербайджане, — это убийство армянскими вооруженными отрядами жителей азербайджанской деревни Ходжалы в Карабахе в феврале 1992 года.
Аяз Муталибов, возможно, сам того не ожидая, оказался автором теории заговора вокруг этой трагедии. Оппозиция обвинила его в попытке скрыть трагедию и в неспособности защитить свой народ. Через несколько дней он подал в отставку.
Но уже через месяц после отставки, в апреле 1992 года, Муталибов дал интервью российской «Независимой газете», в котором обвинил в событиях оппозиционную партию «Народный фронт».
«Как говорят те ходжалинцы, которые спаслись, это все было организовано для того, чтобы был повод для моей отставки. Какая-то сила действовала для дискредитации президента», — заявил он.
Хотя экс-президенты Армении Роберт Кочарян и Серж Саргсян, в отличие от Муталибова лично участвовавшие в карабахской войне, скептически относились к его гипотезе, она стала крайне популярной в Ереване. Позже Муталибов отказывался от своих слов, но было поздно.
«Муталибов, оправдываясь, выстроил теорию о том, что во всем виноват «Народный фронт», и армянская сторона с удовольствием это подхватила», — вспоминает армянский журналист Марк Григорян.
- Карабахский конфликт: две теории заговора
- «Я все еще не знаю, что такое свобода». «Черный январь» в Баку 30 лет спустя
«Мы увидели не бывшего президента, а сломленного человека»
После ухода Муталибова к власти окончательно пришел «Народный фронт», а президентом был избран его глава Абульфаз Эльчибей. Но и он продержался лишь год, после чего президентом стал Гейдар Алиев, возглавлявший Азербайджан еще в 60-е.
Муталибов уехал в Москву, а на родине против него возбудили уголовное дело в связи с трагическими событиями января 1990 года. В Москве его несколько раз задерживали, а затем отпускали под давлением правозащитников.
«Он очень хотел вернуться в Баку, но его ненавидел Гейдар Алиев, так как когда Гейдар Алиев сам был в опале и пытался вернуться, его не пускали. В 1991-м, как раз во времена Муталибова», — вспоминает Ариф Юнус.
Опальный бывший президент вернулся на родину только в 2011 году, когда приехал на похороны собственного сына.
Возглавлявший заочно с 2003 года Социал-демократическую партию, он ушел и из нее, и из политики.
Как вспоминает Юнус, Аяз Муталибов в итоге добился того, что его вернули, но мы увидели не бывшего президента, а сломленного человека.