Инициатива Цхинвали вселила страх в абхазов: в Сухуми дистанцируются от России - SOVA
политика

Инициатива Цхинвали вселила страх в абхазов: в Сухуми дистанцируются от России

На фоне российского вторжения в Украину и заявлений де-факто властей Южной Осетии о желании войти в состав РФ в абхазском сегменте интернета стали популярны посты в поддержку международного признания региона. Рядом с уже привычным хештегом #AbkhaziaisnotGeorgia теперь появился еще один – #AbkhaziaisnotRussia. Грузинские эксперты отмечают, что война в Украине стала удобным поводом для Сухуми напомнить о своем стремлении к независимости. Как от Грузии, так и от России.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Абхазия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Паата Закареишвили, Южная Осетия

#AbkhaziaisnotGeorgia = #AbkhaziaisnotRussia

«Сейчас молодежь Абхазии активно выкладывает посты в соцсетях с хештегами, что Абхазия – это не Грузия, и не Россия. В основном это реальные истории из жизни людей, которых коснулась грузино-абхазская война 1992-1993 гг.», — рассказывает Анна (имя героини изменено) из Сухуми.

По словам девушки, в абхазском обществе настороженно встречают видео на грузинском языке с призывами вернуть регион. Анна говорит, что такие ролики лишь подталкивают Абхазию к России.

«Многие сравнивают войну в Украине с грузино-абхазской войной, которую называют «грузино-российским конфликтом», не признавая Абхазию стороной конфликта, преподнося ее как часть Грузии. Это – ожидаемая логичная реакция на лживую информацию, крик души. То, что Абхазия – самостоятельное и независимое государство со всеми атрибутами – факт. Как и то, что из-за непризнания этого в Грузии и мире создаются большие сложности для граждан, для которых единственный выход – принимать помощь России. Ввиду последних событий, потрясших мир, маленькие страны, народы находятся под угрозой исчезновения, и мы будем добиваться признания всеми способами».

В Instagram сегодня можно найти десятки постов с хештегами #AbkhaziaisnotGeorgia и #AbkhaziaisnotRussia. Одни ставят их просто под фотографиями, другие – делятся своими историями.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Абхазия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Паата Закареишвили, Южная Осетия

«Меня зовут Александра. Я гражданка небольшой, но потрясающе красивой страны – Абхазии. Этот паспорт – самое дорогое, что у меня есть. Я искренне горжусь тем, что называю себя абхазкой, и я потрачу свою жизнь, чтобы показать остальному миру, что они упускают. <…> Наша Родина почти 10 лет находится в полной международной изоляции. Сегодня мы лишь частично признаны, но полностью независимы. <…> Есть одна неотвратимая и ничем не примечательная истина – Абхазия – это независимая страна, небольшая по размерам, но чрезвычайно богатая красотой, культурой и традициями, которая никогда добровольно не отдаст свой суверенитет ни одному другому соседнему государству…».

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Абхазия, Георгий Канашвили, Грузия-Россия, Паата Закареишвили, Южная Осетия

«Меня зовут Эсма. Я абхазка. Я родилась, выросла и живу в Абхазии, которая расположена между Черным морем на юге и Кавказскими горами на севере. Граничит с Российской Федерацией на западе и Грузией на востоке. <…> Мы выиграли войну с Грузией, но сегодня мы проигрываем информационную войну, потому что Грузия, которую снабжает Запад, активна в этом направлении. <…> Мы хотим мира и добра для нашей любимой Абхазии, которая имеет свою уникальную культуру, язык, обычаи и никогда не была частью Грузии».

Исследование: молодежь Грузии – против военного решения в Абхазии и Южной Осетии

Конфликтолог Паата Закареишвили связывает рост настроений в поддержку независимости Абхазии с инициативой Цхинвали провести референдум о присоединении к России. Заявление де-факто президента Анатолия Бибилова заставило многих думать, что аналогичную позицию занимают и в Сухуми.

«И в России, и в мире появилось такое мнение, что это как будто инициатива из Москвы. И соответственно, Москва сейчас как будто готовит вместе с Донецком и Луганском референдум об их присоединении. Это совпало с предвыборной компанией в Южной Осетии. И после заявления Бибилова все стали ожидать, что ответит Абхазия, а у Абхазии отношение к присоединению к России всегда крайне отрицательное. Абхазским властям пришлось несколько раз повторить, что этот вопрос не обсуждается».

Как отмечает другой конфликтолог – Георгий Канашвили, желание Цхинвали присоединиться к России поставило абхазов в неловкое положение перед Москвой.

«Нужно отличать эти два «национальных» проекта. Даже в Грузии их не всегда отличают. Первый – более классический, когда кто-то хочет отсоединиться от одной и присоединиться к другой стране. Второй – сепаратистский – это отсоединение, но не присоединение. Конечно, на этом фоне, на фоне агрессии России в Украине в Абхазии есть определенная настороженность. Не знаю, насколько это согласованно с де-факто правительством, мне кажется, что нет. Думаю, в основном это реальные чувства социально-политически активных людей. От своих друзей и знакомых в Абхазии я редко слышал слова в поддержку присоединения к России. Но не надо питать иллюзий – там нет и желания присоединиться к Грузии. То, что они хотят быть независимым субъектом, было, есть и, наверное, в ближайшем будущем будет».

Как отмечает абхазский журналист Инал Хашиг, несмотря на то, что Москва ялвяется стратегическим партнером Сухуми и оказывает региону большую помощь по многим аспектам, независимость абхазов выстрадана уже на генетическом уровне, и от нее невозможно отказаться. Даже в пользу своего главного и единственного союзника.

Призрак второго фронта: стоит ли Сухуми и Цхинвали опасаться реванша Тбилиси

Впрочем, несмотря на демонстративное дистанцирование де-факто Сухуми от инициативы де-факто Цхинвали, из Москвы уже звучат сигналы, что если в России будет соответствующая политическая воля, то вопрос присоединения придется рассматривать и абхазам.

К примеру, председатель комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников заявил, что «Абхазия и Южная Осетия вправе провести референдум о присоединении к РФ». А советский и российский политический деятель Виктор Алкснис возмутился, что руководство Абхазии не собирается ставить вопрос о вхождении в состав России. И выразил сожаление, что в свое время поддержал борьбу абхазов за независимость от Грузии.

В МИДе самопровозглашенной республики, в свою очередь, не исключили, что лица, ставящие под сомнение суверенитет и независимость Абхазии, будут объявлены персонами «нон грата»:

«Подобные публикации преследуют бесперспективную цель по созданию негативного фона для абхазо-российских межгосударственных отношений. Доводим до сведения всех заинтересованных лиц – отношения между Республикой Абхазия и Российской Федерацией носят характер стратегического союза, базируются на прочном фундаменте человеческих братских связей, и не могут быть подвергнуты ревизии».

Абхазский тиктокер Даур Буава: я приехал в Тбилиси понять, почему абхазы и грузины ругаются

Помимо ревизии отношений с Москвой в Сухуми опасаются и реванша Тбилиси. По словам Пааты Закареишвили, страх, что Грузия воспользуется войной в Украине и попытается вернуть под свой контроль утерянные территории, стал одним из факторов, повлиявших на рост настроений в поддержку независимости в абхазском обществе. Хотя еще в начале марта на тот момент министр иностранных дел Давид Залкалиани заявил, что Тбилиси не намерен применять силу для возвращения Абхазии и Южной Осетии:

«Если меня слышат на оккупированных территориях, хочу сказать им, что с нашей стороны никакая опасность не исходит, так как Грузия взяла обязательство о неприменении силы, которое обязательно для исполнения. Это наше ответственное обязательство, взятое перед международным сообществом».

Спустя месяц президент Саломе Зурабишвили также подчеркнула: Грузия не пытается и не будет пытаться вернуть свои территории военным путем.

По словам конфликтолога Закареишвили, несмотря на то, что в Тбилиси дистанцировались от реваншистских призывов, страхи абхазов обострились.

«И в Абхазии началось движение, что они не хотят никакого присоединения к России, к Грузии, потому что стремятся к независимости. «Мы не Грузия, мы не Россия». Это дало толчок движению за признание мировым сообществом независимости и дистанцированию как от Грузии, так и от России. В том, что абхазы не хотят быть с Грузией, однозначно нет ничего нового. Но параллельно и на том же уровне говорится, что они не хотят и в Россию. Вот здесь для многих есть новизна. В России это, конечно, воспринимают в штыки: мол мы вас спасли от Грузии, почему вы к нам относитесь так же, как к Грузии?».

Показателем отношения абхазов к русским, по мнению Пааты Закареишвили, могут служить прошедшие недавно в Абхазии т. н. парламентские выборы. На них из трех кандидатов, являющихся этническими русскими, ни один не прошел даже во второй тур.

Запрещенное гражданство: «связи с Грузией» – как элемент политических разборок в Сухуми и Цхинвали