124749385 cannes2022poster2 Новости BBC война в Украине, Канны

Канны-2022. Кино во время войны

 

Cannes Film Festival
Кадр из включенного во внеконконкурсную программу фильм «Труман-шоу» стал официальной эмблемой 75-го юбилейного Каннского кинофестиваля

Оправившись после двух лет пандемии, Каннский фестиваль 2022 года рассчитывал вернуться к традиционной праздничной киноатмосфере. Идущая в Украине война, однако, внесла неизбежные коррективы, добавив в богатую фестивальную программу военный акцент.

Кино и война

Уже 1 марта, спустя несколько дней после начала «спецоперации», в атмосфере нарастающего бойкота России во всех международных культурных и спортивных форумах, Каннский кинофестиваль объявил о запрете любого государственного представительства России, равно как и в отказе в аккредитации всем российским журналистам, связанным с официальными российскими медиа. В числе подвергнутых отказу оказался и много лет работающий в газете «КоммерсантЪ» патриарх российской кинокритики Андрей Плахов, удостоенный в свое время Золотой медали фестиваля.

Вместе с тем, фестиваль оговорился, что запрет на российское кино не является тотальным. В конкурс фестиваля включен последний фильм подвергавшегося преследованию со стороны российского режима и покинувшего страну режиссера Кирилла Серебренникова «Жена Чайковского». Также в программу фестиваля включен показ фрагментов новой, находящейся пока еще в работе англоязычной картины Серебренникова «Лимонов, баллада об Эдичке» — экранизации биографии писателя и политика, написанной французским писателем Эммануэлем Каррерой. Лимонова играет знаменитый британский актер Бен Уишоу, более всего известный по роли Q в фильмах о Джеймсе Бонде.

Предполагался и показ в фестивальной программе нового фильма Александра Сокурова «Сказка». Однако Сокуров от участия отказался, в частности и из-за недопуска на фестиваль фильма «Птица ищет клетку» выпускницы его режиссерских курсов в Кабардино-Балкарском университете Малики Мусаевой. Двое учеников Сокурова Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда») и Кира Коваленко («Разжимая кулаки») уже получили международное признание, и отказ Канн принять картину Мусаевой Сокуров назвал дискриминацией.

Украина представлена новым документальным фильмом Сергея Лозницы «Естественная история разрушения». Лозница уроженец Белоруссии, но учился и жил на Украине, и многие лучшие его фильмы («Майдан», «Донбасс», «Бабий Яр. Контекст») так или иначе связаны с Украиной и ее историей — прошлой и нынешней. С момента начала войны Лозница претерпел несколько причудливых, связанных с нею поворотов судьбы.

28 февраля он объявил о выходе из Европейской киноакадемии из-за слишком мягкой, по его мнению, реакции Академии, осудившей вторжение, но не решившейся назвать войну войной. На следующий день Академия в новом заявлении усилила свою позицию, призвав заодно к тотальному бойкоту российского кино. Лозница вновь выступил с протестом, осудив бойкот: «Многие друзья и коллеги, российские кинематографисты, выступили против этой безумной войны. Они, как и мы, жертвы этой агрессии». В ответ уже Украинская киноакадемия исключила Лозницу за противодействие бойкоту российских фильмов, заявив, что «когда Украина пытается защитить свою независимость, ключевой концепцией в риторике каждого украинца должна быть его национальная принадлежность». Тем не менее «Естественная история разрушения», хоть и сделана в Германии, заявлена в Каннах как украинская картина, а Лозница позиционируется как украинский режиссер.

Фильм о войне, но не о нынешней, а прошлой. Он основан на одноименном документальном исследовании немецкого историка Винфрида Зебальда о германских городах, разрушенных союзниками в конце Второй мировой войны. Поставленные в нем вопросы: приемлемо ли использование мирного населения в целях войны? можно ли оправдать массовое разрушение некими высокими «моральными» идеалами? — актуальны сегодня так же, как и 80 лет назад.

Особое внимание в свете фронтовых сводок последнего времени привлекает к себе включенный в программу специальных показов фестиваля фильм литовского документалиста Мантаса Кведаравичюса «Мариуполис 2». Кведаравичюс снимал его в Мариуполе, где и погиб во время работы над фильмом от рук российских военных. Завершала картину его невеста Анна Билоброва, которая и представит ее в Каннах. Цифра «2» в названии фильма — отсылка к вышедшей в 2016 году предыдущей работе режиссера «Мариуполис» о прифронтовой жизни города на границе с ДНР. Новый фильм, как говорится, в заявлении фестиваля, «сочетает в себе трагедию и надежду».

Неожиданным рикошетом война ударила и по избранной в качестве фильма открытия (особая честь) новой работе французского режиссера, оскаровского лауреата за блистательного «Артиста», Мишеля Хазанавичуса. Первоначальное название его картины — «Купе Z», где буква «Z» обозначает лишь жанровую принадлежность фильма — комедии о зомби. Однако с момента начала войны еще недавно невинная буква стала настолько одиозной, что и режиссер, и фестиваль без колебаний пошли навстречу протесту, высказанному в отправленном в адрес фестиваля письме Украинского института кино, и теперь фильм называется просто «Купе».

«Когда мы завершали работу над фильмом несколько месяцев назад, название его казалось нам смешным, — написал в своем заявлении Хазанавичус. — Теперь в нем нет ничего смешного, и оно действительно выглядит неприемлемым. Мой фильм должен нести людям радость, и ни в коем случае я не хотел бы, чтобы он прямым или косвенным образом ассоциировался бы с этой войной. Поэтому я рад изменить его название и выразить заодно свою полную поддержку народу Украины».

Борьба за Золотую пальмовую ветвь

Однако несмотря на идущую в Украине войну, у Каннского кинофестиваля остается своя вполне мирная повестка. Он по-прежнему крупнейший мировой кинофорум, и главный приз конкурсных показов Золотая пальмовая ветвь остается, наряду с Оскарами, самой престижной наградой мирового кино.

Выбор лауреата падает на представительное международное жюри, в которое входят такие всемирно известные кинематографисты как британско-американская актриса и режиссер Ребекка Холл, иранский режиссер Асгар Фархади, американский режиссер Джефф Николс, норвежский режиссер Йоаким Триер. Возглавляет жюри французский актер Венсан Линдон.

«Жена Чайковского» — история безуспешных попыток жены великого композитора примириться с гомосексуальностью своего мужа (в главных ролях работавший в театре «Гоголь-центр» Серебренникова российский актер американского происхождения Один Байрон, Алена Михайлова, Юлия Ауг и рэпер Oxxxymiron в роли пианиста Николая Рубинштейна) — не первая попытка Кирилла Серебренникова добиться серьезного успеха в Каннах. Однако предыдущие его фильмы («Ученик» — программа «Особый взгляд» 2016 г. и две картины в основном конкурсе — «Лето» 2018 г. и «Петровы в гриппе» 2021 г.) пользовались лишь умеренным успехом. Да и в этот раз «Жене Чайковского» придется бороться с серьезной конкуренцией.

https://www.youtube.com/watch?v=VmAX12Sg7Uw

Бельгийские режиссеры братья Жан-Пьер и Люк Дарденны уже дважды удостаивались Золотой пальмовой ветви — за «Розетту» в 1999 году и «Дитя» в 2005-м. Их новая картина «Тори и Локита» — о двух африканских подростках, отправляющихся в Европу в поисках лучшей жизни — снята в привычном для них стиле жесткого социального реализма. В случае успеха братья Дарденны станут беспрецедентными трехкратными обладателями главного приза в Каннах.

Канадец Дэвид Кроненберг («Видеодром», «Муха», «Обед нагишом». «Паук», «Оправданная жестокость», «Космополис») привез в Канны свою новую работу «Преступления будущего». В главной роли излюбленный актер Кроненберга Вигго Мортенсен, герой которого в свойственном режиссеру жанре боди-хоррора вживляет в свой организм инородные предметы, привлекая тем самым внимание к себе сотрудников спецслужб.

https://www.youtube.com/watch?v=IrmWQS-3MWo

Швед Рубен Эстлунд — лауреат «Золотой пальмовой ветви» за дерзкую провокативную сатиру «Квадрат» в 2017 году — на этот раз представляет в Каннах столь же ироничную комедию «Треугольник печали» об оказавшейся на необитаемом острове в обществе миллиардеров паре моделей. Выжить им всем помогает скромная уборщица.

Американец Джеймс Грей покажет «Время Армагеддона» с Энтони Хопкинсом и Энн Хэтэуэй в главных ролях. Автобиографическая история взросления режиссера и обучения его в 1980-х годах в частной школе нью-йоркского района Квинз. Политические обертона фильму придает тот факт, что директором школы был отец будущего президента Фред Трамп.

84-летний ветеран польского кино Ежи Сколимовски начинал свою кинематографическую карьеру 60 лет назад, как соавтор сценария дебютного фильма Романа Поланского «Нож в воде». С тех пор на его счету свыше двадцати режиссерских работ снятых как в Польше, так и в других странах — Бельгии, Британии, США. Новая работа под названием «Иа» — крайне необычная. История странствия осла по различным странам дает картину состояния современной Европы, увиденной глазами животного. Осел в качестве главного героя кинофильма — прием, уже испробованный и классиком французской новой волны Робером Брессоном в его фильме «Наудачу, Бальтазар» (1966), и в недавнем экспериментальном фильме российского режиссера Анатолия Васильева «Осел». Несмотря на то, что главную роль в фильме Сколимовского играет осел, к участию в картине ему удалось привлечь и всемирно известную французскую кинозвезду Изабель Юппер.

Вне конкурса

Как всегда на любом крупном фестивале, а в престижных Каннах особенно — внеконкурсная программа бывает нередко не менее интересной, чем основной конкурс.

Кроме уже упомянутого фильма-открытия «Купе» Мишеля Хазанавичуса с особым интересом ожидается мировая премьера байопика «Элвис», снятого известным мастером крупномасштабных музыкальных блокбастеров австралийцем Баззом Лурманом («Ромео+Джульетта», «Мулен Руж!»). Как ни странно, это первая попытка перенести на киноэкран жизнь «короля рок-н-ролла». В главной роли — 30-летний американский актер и певец Остин Батлер. А в роли зловещего менеджера Пресли Полковника Паркера Том Хэнкс — редчайший случай, когда всеобщий любимец и образец положительного обаяния Хэнкс играет откровенно отрицательного персонажа.

https://www.youtube.com/watch?v=wBDLRvjHVOY

Соратник Пресли по классическому рок-н-роллу 1950-х годов безумный и скандальный Джерри Ли Льюис стал героем еще одной объявленной в Каннах кинобиографии — правда на сей раз документальной. Фильм называется по одному из хитов Льюиса «Джерри Ли Льюис: Trouble in Mind», и повышенный интерес к нему вызывает не только объект киноповествования, но и его автор. Эта первая самостоятельная работа в кино Итана Коэна после распада знаменитого авторского тандема братьев Коэнов. Старший Джоэл показал в прошлом году свой дебют шекспировскую экранизацию «Трагедия Макбета». Теперь очередь за Итаном.

Канны ждут мировую премьеру еще одного фильма о звезде рок-н-ролла. Бретт Морген, автор замечательной картины «Курт Кобейн: Чертов монтаж» привезет сюда свою новую работу — на сей раз о Дэвиде Боуи. Как и в фильме Итана Коэна о Джерри Ли Льюисе, название картине дала одна из песен главного героя Moonage Daydream (Мечта о Лунном веке). Как и фильм о Кобейне, «Мечта о Лунном веке», если верить журналу Variety, — «не документалистика и не байопик, а опыт кинематографического погружения, основанный на тысячах часов никогда ранее не публиковавшегося материала». Авторитет и достоверность фильму добавляет фигура его музыкального продюсера Тони Висконти, многие годы работавшего продюсером у Боуи.

Крупные откровенно коммерческие голливудские блокбастеры Канны в свой конкурс не допускают, но показывать вне конкурса не гнушаются — тем более совсем новые. Через 35 лет после первого «Топ Ган» (в российском прокате «Лучший стрелок») стоящий на пороге своего 60-летия, но не стареющий Том Круз возвращается в сиквеле «Топ Ган: Мэверик». Мировая премьера прошла в Лас-Вегасе 28 апреля, международная пройдет в Каннах 18 мая, а в мировой прокат фильм выйдет 27 мая.

https://www.youtube.com/watch?v=uwRr8ZGsZTI

В специальной программе «Кино на пляже» пройдет целая обойма киноклассики — и отмечающий в этом году свой полувековой юбилей «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы, и «Инопланетянин» Стивена Спилберга, и ожидающая своего сиквела псевдодокументальная издевательская рок-комедия Роб Райнер «Это — Spinal Tap!», и главное — «Труман-шоу» Питера Уира.

Главное — потому, что этот показ позволил организатором фестиваля взять невероятно выразительный кадр из фильма в качестве своей эмблемы и афиши.

Американскому актеру Форесту Уитакеру на фестивале будет вручена почетная "Золотая пальмовая ветвь" за заслуги перед кинематографом

Kurt Krieger — Corbis
Американском актеру Форесту Уитакеру на фестивале будет вручена почетная «Золотая пальмовая ветвь» за заслуги перед кинематографом

Ну и, наконец, как гласит английская поговорка, the last but not the least — последнее, но не немаловажное.

Почетную «Золотую пальмовую ветвь» получит в этом году американский актер Форест Уитакер, за плечами которого 40-летняя карьера в кино и главные роли в таких замечательных фильмах как «Птица», «Дворецкий», «Взвод», «Последний король Шотландии».

BBC News Русская служба

Вам также может понравиться

Ещё статьи из рубрики => Новости BBC