Как духовная власть влияет на власть политическую? В Тбилиси прошла дискуссия, участники которой обсудили роль религии и понимание обществом светского характера государства. В мероприятии, организованном Кавказским центром гражданских слушаний, приняли участие теолог Давид Тиникашвили (Грузия), исследователь проблем ислама Тогрул Мехти (Азербайджан) и журналист Юрий Манвелян (Армения).
Грузия: «Теплые воспоминания о единоверной России»
Более 83% населения Грузии считают себя приверженцами Грузинской православной церкви (ГПЦ). При этом доверяют ей аж 95%. Теолог Давид Тиникашвили, впрочем, считает: социальное влияние Церкви в последние годы заметно ослабло.
По его словам, серьезное недовольство общества вызывали и вызывают представители высшей иерархии и часть священнослужителей – любители роскоши, а также уровень их образования и характер интеракции с верующими. Кроме того, негативное влияние оказали события 17 мая 2013 года, когда в международный день борьбы с гомофобией по призыву епископов несколько тысяч человек напали на пару десятков активистов, и т. н. «дело о цианиде», когда по подозрению в попытке отравления одного из высших чинов Патриархии был осужден протоирей Георгий Мамаладзе.
Тем не менее, политики всегда пытались использовать могущество ГПЦ, взамен отдавая Церкви многочисленные привилегии и финансы. В соответствии с оформленным в 2002 году «конкордатом», государство обязалось компенсировать ущерб, нанесенный ГПЦ в советский период — более 20 млн лари ежегодных перечислений. Кроме того, Церковь пользуется налоговыми льготами и другими преимуществами, отмечает Тиникашвили.
По мнению теолога, правительство Михаила Саакашвили материально баловало Церковь. Но это не стало гарантией лояльности и верности. Во время выборов 2012 годв ГПЦ использовала свое влияние для достижения политических целей. Тогда часть епископов и священников недвусмысленно призывала паству отдать голос за политическую коалицию «Грузинская мечта». Православные духовные лица не только призывали, но и лично присутствовали на акциях «Грузинской мечты», чем придавали своего рода сакральную легитимацию подобным собраниям.
«Сегодня Церковь все еще имеет ресурсы, чтобы оказывать серьезное влияние на политический выбор граждан».
По словам докладчика, согласно социсследованиям, 74% населения заявляет, что не проголосует за политическую партию, которая будет критиковать ГПЦ.
Что касается российского влияния на Грузинскую православную церковь, по словам Тиникашвили, найти прямые доказательства существования т. н. агентов России в ГПЦ как в прошлом, так и в настоящем, — непросто. Но можно вспомнить слова одного грузинского епископа в связи с войной августа 2008 года. Он сказал, что сброшенные Россией бомбы освящены самим Всевышним, а российские блок-посты — это ниспосланные свыше оковы, которые должны воспрепятствовать интеграции Грузии в евроструктуры.
Также стоит упомянуть о культе Сталина, который принял у части паствы ГПЦ особые формы. Более того, как выяснилось, сам Патриарх Илия Второй с симпатией относится к личности Сталина. Он об этом заявил публично, отметив, что советский диктатор и тиран в реальности был «верующим» и «выдающейся личностью».
«Существует икона Сталина. И я не могу вспомнить заявление Патриархии, сделанное против этой уродливой религиозной практики».
«Нынешнего Патриарха ГПЦ связывают теплые воспоминания с единоверной Россией. Он получил духовное образование именно в этой стране и у него сохранились близкие отношения с русскими иерархами», — отмечает Тиникашвили. По его словам, Илия Второй считает, что фактор единоверия если и не решающий, то важный для разрешения конфликта. Но фактор единоверия не работает: большинство православных грузин все же считает Россию главным врагом страны не только из-за событий последних десятилетий, но и по причине двухвековых отношений, добавил теолог.
По мнению Тиникашвили, фактор единоверия ничего не значит и для российской церкви. Это подтверждается ее политикой в оккупированных Абхазии и Южной Осетии, где РПЦ не только нарушает церковные каноны, отправляя туда российских духовных лиц и поощряя антигрузинскую религиозную активность абхазов, но и совершает акты вандализма, в частности, вторгается в принадлежащие ГПЦ культовые сооружения.
В части грузинского общества визиты Патриарха ГПЦ в Москву часто вызывают недовольство. Ведь российская сторона практическими шагами показывает свое полное неуважение к ГПЦ.
Но грузинская церковь вполне обоснованно может считаться находящейся под влиянием русской, считает теолог. По мнению Давида Тиникашвили, это еще раз подтвердилось в 2016 году, когда был проведен Всеправославный церковный собор на острове Крит, организованный Константинопольской патриархией. Москва, борющаяся с Константинополем за лидерство, приложила все усилия, чтобы Собор не проходил бы под знаком Всеправославного. И находящиеся в орбите влияния России церкви – Болгарская, Сербская и Грузинская, объявили Собору бойкот.
Азербайджан: суннитская Турция, шиитский Иран или православная Россия?
Азербайджан не только по Конституции, но по нравам людей скорее относится к светскому обществу, но это и не значит, что религиозно пассивная часть населения остается индифферентной к событиям в мире, которые имеют религиозный окрас, считает Тогрул Мехти.
По его словам, мусульмане Азербайджана в основном (60%) представлены шиитской ветвью ислама. Сунниты (40%) более религиозны, «точнее, среди них в процентном соотношение можно встртить больше верующих, строго придерживающих ритуалов собственной конфессии».
Но несмотря на то что, в мире эти два течения во многом нетерпимы друг другу, в Азербайджане противоречия не выражены ярко, утверждает эксперт. По его словам, лишь за последние десятилетия трение между исламскими течениями немного возросли из-за появления ваххабизма (или ахли-сунна Валь Джамаа), который хоть и кардинально отличается от суннизма в идеологическом плане, в ритаульном достаточно близок к нему.
И тем не менее, по словам Мехти, несмотря на то, что Иран и Турция имеют некоторые рычаги влияния на религиозные течения Азербайджана, взаимоотношение суннитов и шиитов отличается от ситуации во многих мусульманских странах. «Азербайджанцы относят себя к тюркам. И родное отношение к суннитской Турции даже у шиитов создает феномен лояльности к суннитам», — отмечает эксперт.
Что касается отношениям с христианами, по словам докладчика, в прошлом мусульмане больше воевали с католическим армиями. По этой причине к православным христианам они относятся намного терпимее.
«Мусульмане терпимее относятся к православной России, чем к католической Европе и к Америке».
«Такое отношение, казалось бы, создает благоприяные условия современной российской пропаганде», — говорит Мехти, упоминая и другие факторы: в Баку проживает около 200 тысяч русских, а в России — порядка двух млн азербайджанцев. «Из-за большого количество мусульман в России, путинская политика очень трепетно и заботливо относится к правам людей, исповедующих ислам. Безусловно, этот фактор влияет и на отношение азербайджанцев к Россию и к путинской политике».
По словам докладчика, многие факторы, казалось бы, делают азербайджанских мусульман уязвимыми перед российской пропагандой. Но в действительности очень малый процент населения смотрит российское ТВ.
«Прямого влияния пропаганды Москвы на Азербайджан нет».
Тогрул Мехти продолжает: возможно, российские политтехнологи справедливо считают, что управлять азербайджанской религиозной аудиторией трудно, поэтому не стоит тратить на это гиблое дело седств.
Для путинской пропаганды влиять на Азербайджан с помощью религии не столь очевидный рычаг, поскольку есть более эффективные рычаги давления. Такие как Нагорный Карабах и два миллиона азербайджанских трудовых мигрантов, которые серьезно подпитывают экономику Азербайджана.
Но есть косвенное влияние — это хорошие отношения России с Ираном и Турцией, что влияет на общие настроения в азербайджанском обществе. Участие вместе с суннитской Турции и шиитским Ираном в борьбе с ИГИЛ в Сирии значительно подняло авторитет России в глазах азербайджанских шиитов и суннитов.
Армения: «Строительство церквей — лучшая инвестиция»
Армянские правозащитники, мониторящие духовный бизнес, заявляют о формальности светского статуса армянского государства, отмечает докладчик Юрий Манвелян. По его словам, иерархи Армянской апостольской церкви в публичных выступлениях часто говорят о «духовной власти» и «духовной безопасности». Но и «власть», и «безопасность» — это функции государства.
Власти Армении потакают Церкви как законодательно, так и на политическом уровне. В 2017 году представители руководства страны сделали два заявления, которые фактически ставят под сомнение светский характер государства. Вице-спикер парламента заявил, что ААЦ — государственная церковь Армении, а «армянин и христианин — синонимы». Он же сказал, что в армии, школах и парламенте в обязательном порядке необходимо произносить молитву «Отче наш». Политик также заявил, что строительство церквей — лучшая инвестиция», и назвал все остальные религиозные организации, кроме ААЦ, «сектами».
По словам журналиста, вице-спикеру вторят и другие высокопоставленные чиновники. Министр обороны Виген Саргсян: «Церковь не может быть отделена ни от государства, ни от армии. Это закреплено в нашей Конституции, законодательстве и, самое главное, в сердце каждого армянина».
Юрий Манвелян отмечает: в измененной в 2015 году Конституции указано, что религиозные организации отделены от государства.
«Но предложение о том, что Республика Армения — светское государство, из основного документа было изъято».
Одновременно Конституция признает особую миссию ААЦ и «выделяет ее среди других религиозных организаций».
Приводит докладчик из Армении и слова католикова Гарегина Второго: «Лишь союзом духовной и светской структур мы сможем обеспечить процветающее будущее нашего народа. Мы самоопределелились нашей святой верой, стали сильнее Христом и Крестом. Объединились в одно целое Нация, Родина, Государство и Армянская церковь».
«Армянская апостольская церковь давит конкурентов».
По словам Манвеляна, параллельно с расширением своих полномочий ААЦ периодически публично и безнаказанно обвиняет другие религиозные христианские организации в «получении из-за рубежа финансирования с целью разложить и развалить государство». Подобные заявления прямо подпадают под статью «разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти», — отметил журналист.