Истории об объединении Южной Осетии с Россией ровно столько же, сколько и «независимости» самопровозглашенной республики. В референдуме, проведенном в Цхинвали в 1992 году, было два вопроса: о провозглашении государственной независимости и воссоединении с Россией. Примечательно, что 30 лет назад более 99% голосовавших независимость с перспективой объединения поддержали.
Спустя 19 лет, параллельно т.н. президентским выборам в Южной Осетии прошел еще один «референдум». По его результатам русский язык был объявлен государственным. Еще через шесть лет провели референдум об изменении официального названия самопровозглашенной республики. Новое «Южная Осетия – Государство Алания» максимально приблизилось к наименованию Северной Осетии.
В 2019 -м президент России Владимир Путин в прямом эфире провел свой знаменитый «урок истории», где рассказал о «геноциде», которому Грузия подвергла осетин. На основе просьбы признать «геноцид», в Госдуме даже была создана специальная комиссия для изучения вопроса.
В то же время о «воссоединении с исторической родиной» говорили все политики самопровозглашенной республики. Особенно в преддверии выборов, когда это становилось главным элементом предвыборных программ. Вот и последние «президентские выборы» исключением не стали.
30 марта, за две недели до первого тура, Анатолий Бибилов заявил об инициировании процесса вхождения «республики» в состав России. Позже он назвал дату референдума – 17 июля. В день подписания указа, в своей речи на местном телевидении Бибилов говорил об «окне возможностей», которое дважды захлопнулось для Южной Осетии в 2014-м и в 2017-м.
«Мы, Республика Южная Осетия, всегда считали себя для российского народа одним целым. Мы всегда считали РФ нашей исторической родиной. <…>. Мы должны понимать, что будущего у Южной Осетии без России нет и не может быть».
Примечательно, что подписанные теперь уже «экс-президентом» указы придется воплощать новоизбранному де-факто лидеру Южной Осетии Алану Гаглоеву. А у последнего в этой связи накопились вопросы, несмотря на то, что по собственному признанию он является сторонником вступления в состав России.
Гаглоев считает, что для реализации проекта, в первую очередь необходимо провести соответствующие консультации с российской стороной.
«Впервые мы услышали об этом референдуме в ходе дебатов, его формулировка тогда звучала иначе, сегодня она – другая. Если бы вопрос стоял так: «Согласны ли вы вступить на правах субъекта в состав Российской Федерации?», то все бы было понятно».
29 мая, на встрече т.н. депутатов самопровозглашенной Южной Осетии с «президентом», стороны сошлись во мнении: «формулировка референдума некорректна и подлежит пересмотру».
Один из «законодателей» Вячеслав Гобозов и вовсе не усмотрел необходимости в проведении повторного референдума, так как, по его словам, народ республики высказался по данному вопросу еще 30 лет назад, когда в 1992 году более 99% жителей поддержали решение т.н. Верховного Совета Южной Осетии о воссоединении с Россией.
Остальные депутаты, как и Гаглоев убеждены: шаги нужно делать согласованно.
«Мы сегодня внимательно следим за теми геополитическими процессами, которые происходят. Понимаем, что сегодня РФ проводит спецоперацию на Украине по борьбе с неофашистами. И я думаю, как только наступит время, Южная Осетия была и сегодня готова к вхождению в Российскую Федерацию».
Новый де-факто лидер сомневается, что «тот исторический момент, когда необходимо издавать указ о назначении референдума и форсировать его проведение» наступил именно сейчас. Кроме того, Гаглоев недоумевает – «как можно было не согласовать дату референдума с избранным президентом Южной Осетии, зная, что весь комплекс мероприятий по референдуму необходимо выполнить ему, причем в период проведения кадровых преобразований».
Бибилов напомнил, что Южная Осетия готова войти в состав РФ, только как отдельный субъект
На противоречия между старой и новой политической силами в Цхинвали обращает внимание и аналитический анонимный Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ», согласно которому в республике сегодня фиксируются попытки спровоцировать политический кризис, который сопровождается «непрекращающимися попытками экс-президента республики Анатолия Бибилова манипулировать вопросом о вхождении в состав России».
Согласно анонимному источнику из Москвы, сторонники Бибилова развернули целую кампанию в соцсетях и угрожают планам нового главы республики Алана Гаглоева. По его словам, сторонники Бибилова уже анонсировали митинги с требованием организовать плебисцит, на котором они смогут высказаться относительно присоединения к России.
«Сейчас Бибилов демонстрирует намерение войти в конфронтацию с новой властью и муссирует тему с «немедленным вхождением» в состав Российской Федерации: очевидно, что выбрано заведомо неподходящее время и абсурдная формулировка, не соответствующая международным юридическим нормам. Эксперты дополняют, что таким образом Бибилов идет не только на конфронтацию с недавно избранным президентом республики, но и со своими кураторами в Москве, которых он считает виновными в своем провале», – указывает источник Telegram-канала.
Вполне возможно, Бибилов собирается спровоцировать масштабный политический кризис в Южной Осетии. Однако, «в Москве сделали последнее предупреждение и указали на недопустимость нагнетания ситуации», говорится в публикации.
«Отмена или срыв народного референдума равносильны преступлению перед всем осетинским народом и будущими поколениями», сказано в материале «Воля осетинского народа несгибаема», опубликованном на сайте «Осетинский акцент». В публикации подчеркивают – срыв голосования нынешним президентом и его окружением под надуманным предлогом, будет означать узурпацию власти.
Согласно материалу, инициативная группа собрала 10 000 подписей жителей Цхинвальского региона, изъявивших желание высказать свою волю по присоединению к России на законном основании. Референдум 17 июля – это общенациональный вопрос, считают они.
«Против Референдума выступают лица только-только пришедшие к власти в Республике, и грузинское лобби в Москве и в Цхинвале. Известно, что для Грузии вхождение Южной Осетии в состав России – смерти подобно. В таком случае навсегда Грузия потеряет возможность повлиять на ситуацию и завоевать Южную Осетию, потому что, если мы войдем в состав России аннексировать уже территорию России Грузия и стоящий за ней НАТО никогда уже не смогут».
[áмбави] Цена признания: что получили Абхазия и Южная Осетия
В самой Грузии сообщение о предстоящем референдуме прокомментировала президент страны Саломе Зурабишвили. «Угрозу референдума и аннексии» президент назвала «еще одной провокацией России».
«Эта провокация не сумеет разжечь противостояние между нами и не заставит нас пересмотреть нашу мирную политику. Россия не должна допустить еще одной роковой ошибки. <…> Это не останется без ответа и вызовет соответствующую реакцию международного сообщества», — сказала Зурабишвили во время торжественной церемонии по случаю Дня независимости Грузии.
Эксперт по вопросам международной безопасности («Институт политики безопасности» GISP) Давид Брагвадзе не считает, что «присоединение Южной Осетии к России» изменит грузинский статус-кво в худшую сторону, поскольку «эффективный контроль уже в руках русских». А «если произойдет деоккупация, то «правовой статус» Южной Осетии будет второстепенным».
«Лично я в контексте «присоединения» всегда представлял «Южную Осетию» в пакете с Абхазией. Абхазов тоже прижали, но еще недостаточно сильно, чтобы их можно было уговорить «присоединиться». Присоединять только один из двух оккупированных регионов Грузии Москве однозначно невыгодно. Хоть это будет в паре с «ДНР» или «ЛНР», или с двумя сразу. Особенно на фоне нынешней катастрофы в Украине аннексия Цхинвали не дает России особых возможностей для исправления имиджа», – считает Брагвадзе.
Впрочем, в самой России, куда стремится войти самопровозглашенная республика, принимать ее особо не спешат. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в очередной раз подтвердил – Россия не планирует предпринимать каких-либо шагов по присоединению Южной Осетии. Песков также указал на казус, из-за которого, по его словам, «нужно юридически подумать над формулировками».
«Юридически это такой некий казус, потому что, если объединение, значит, речь идет о создании некоего третьего государства, что конечно же, невозможно. Поэтому, конечно, там нужно чуть-чуть, наверное, юридически подумать просто над формулировками», – сказал Песков.
Ранее зампредседателя комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин объяснил несвоевременность принятого Бибиловым указа. «Ведь референдум спровоцирует всплеск эмоций в соседней Грузии». А пока «идет специальная операция на Украине, не следует дергать за бороду».