Роль Грузинской православной церкви (ГПЦ) в жизни страны и ее отношения с государством. Это — центральные вопросы медународной конференции «Религия и общественная жизнь», которая прошла в Тбилиси. Мероприятие приурочено к 100-летней годовщине восстановления автокефалии ГПЦ. В нем приняли участие представители духовенства, политической элиты страны и общественных организаций.
Премьер-министр Георгий Квирикашвили, обращаясь к собравшимся, подчеркнул особую роль Церкви в истории Грузии, заявил о многовековой традиции и богатом опыте гармоничных отношений между духовной и светской властями.
«Эта традиция и культура, основанные на доверии и уважении общества и церкви друг к другу, — одно из главных достижений и прочная основа грузинской государственности».
По словам Квирикашвили, Церковь на протяжении 15 веков была для грузин духовным проводником и моральным ориентиром, объединяла народ. «И именно поэтому империалистический режим [Российская империя, — прим. СОВЫ] атаковал ее, отменив автокефалию и поставив под удар национальную идентичность», — заявил премьер-министр.
Квирикашвили отметил, что Грузия много раз оказывалась перед лицом тяжелых испытаний, и в такие моменты именно Церковь, первосвященники, патриархи играли выдающуюся роль. «В этом смысле особая заслуга принадлежит нашему святейшему, Католикосу-Патриарху Всея Грузии Илие Второму, нашему духовному отцу, который 40 лет возглавляет грузинскую церковь и заслуги которого перед нашей родиной неоценимы», — отметил премьер.
По его словам, мудрость Патриарха и его способность любить завоевали уважение среди представителей разных религиозных и этнических грапп не только в Грузии, но и во всем мире. Заслуга Грузинской православной церкви и лично ее предводителя — сохранение и укрепление исторической традиции толерантности, добавил глава правительства.
О роли Патриарха говорил и президент Грузии Георгий Маргвелашвили. Глава государства, взяв слово, заявил о том, что в самые сложные периоды, когда грузинское общество и политическая система, экономика и ценности рушились, Илия Второй стоял рядом с народом, помогая ему справляться с вызовами. «Дух нашей дискуссии, пожалуй, в значительной степени обусловлен человеком, которого все мы особо уважаем», — отметил президент.
При этом Маргвелашвили заявил о необходимости укрепить сотрудничество между государством, Церковью и обществом, объединить усилия, чтобы совместно преодолевать трудности. Под трудностями президент, кроме прочего, имел в виду уровень агрессии в обществе, неприятие отличного мнения и воцарившиеся безнадежность и бесперспективность. «И это не зависит только от экономических или бытовых условий. Духовная безнадежность — гораздо сложнее», — отметил политик.
«Несмотря на то, что у всех — у разных групп общества, Церкви и государства — свой путь развития, есть вопросы, по которым все мы сходимся во мнении. <…> Это высокий уровень агрессии в нашем обществе, неприятие чего-то отличного, готовность пресекать и уничтожать его».
По словам президента, и для государства, и для Церкви крайне важно, чтобы граждане не были ориентированы на агрессию и уничтожение чего-то отличного от того, к чему они привыкли. А чтобы снизить уровень агрессии, необходимо защитить иерархию и укрепить уважение в отношении государственных институтов.
Вслед за разрушением основных институтов и иерархии, рушится и порядок. А за этим следует бесконечное зло, — предупредил Георгий Маргвелашвили.
Отметим также, что Грузинская православная церковь входит в числе 14-ти поместных православных церквей и является одной из древнейших в мире. В начале XIX века автокефалия церкви была упразднена, после чего она существовала как Грузинский экзархат в составе Московского патриархата. В 1917 году автокефалия была восстановлена.
По Конституции Грузия является светским государством. Тем не менее, в 9 статье основного закона говорится об особых заслугах ГПЦ:
«Государство признает исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства».