Пекин предупредил США, что на любые попытки обеспечить Тайваню независимость от Китая последует силовой ответ с китайской стороны.
Китай будет сражаться за контроль над островом любой ценой, если ему не оставят другого выхода, сказал министр обороны Китая Вэй Фэнхэ своему американскому коллеге Ллойду Остину на встрече в рамках саммита по безопасности Азии, проходящего в эти дни в Сингапуре.
Это была первая встреча глав минобороны Китая и США и длилась более часа.
Жесткие заявления
Тайвань фактически функционирует как отдельное от Китая государство, но официально называет себя «Китайская республика». У него собственная конституция, армия и избранное правительство, которое исторически — с окончания гражданской войны и победы коммунистов на материке в 1949 году — считает себя единственным законным правительством всего Китая. Все страны мира вынуждены делать выбор, какое правительство Китая признавать. Четырнадцать небольших, но признанных государств признают Тайвань и поддерживают с ним официальные дипломатические отношения.
Пекин при этом считает остров своей отколовшейся провинцией. Некоторые тайваньские политики предлагают перестать называть Тайвань Китаем и официально объявить о независимости. Эта идея раздражает Пекин еще больше: в январе 2021 года китайские власти пригрозили Тайваню войной, если он продолжит настаивать на своей независимости.
С тех пор самолеты китайских ВВС совершают практически ежедневные маневры вблизи острова, что вызывает негативную реакцию со стороны Вашингтона.
- Китай пригрозил Тайваню войной, если тот будет стремиться к независимости
- Байден пообещал защитить Тайвань военными средствами в случае нападения Китая
- «Бряцание оружием»: Пекин проводит военные учения близ Тайваня
В мае этого года президент США Джо Байден заявил, что Китай играет с огнем, угрожая Тайваню, и пообещал, что американские вооруженные силы вмешаются, если остров подвергнется нападению.
США не признают независимость острова, однако по закону об отношениях с Тайванем от 1979 года они обязуются поставлять Тайваню военную технику, необходимую для самообороны. Они выступают против любого изменения статус-кво силой. По вопросу о том, будут ли США защищать Тайвань в случае нападения на него Китая, Вашингтон традиционно сохраняет «стратегическую двусмысленность» (впрочем, в конце мая Джо Байден ответил на этот вопрос утвердительно; его советники после этого стали говорить, что он неточно выразился, но звучало это неубедительно: Байден столь же уверенно высказывался по этому вопросу и раньше — и до того, как стал президентом, и после).
На саммите в Сингапуре Ллойд Остин заверил, что США привержены принципу «одного Китая», но назвал действия Пекина провокационными и дестабилизирующими весь регион.
Он призвал Пекин отказаться от силовых методов решения конфликта.
В ответ Вэй Фэнхэ осудил США за продажу оружия Тайваню, назвав это настоящей дестабилизацией ситуации.
«Если кто-нибудь осмелится отделить Тайвань от Китая, Народная освободительная армия Китая будет вынуждена любой ценой помешать попыткам установить «независимость Тайваня», чтобы защитить суверенитет и территориальную целостность Китая», — сказал китайский министр обороны.
Несмотря на жесткие заявления обеих сторон, Остин и Вэй назвали встречу в Сингапуре полезной и конструктивной.
Министр обороны США говорил о важности установления прямых контактов с вооруженными силами Китая во избежание недоразумений.
В конце мая Тайвань заявил, что поднял в воздух истребители, когда в зону его противовоздушной обороны вошли 30 китайских боевых самолетов.