Предполагаемые попытки неких сил взять под контроль грузинские независимые медиа - одна из актуальных тем 2018 года. Дебаты вокруг законопроекта "О вещании" только подлили масла в огонь. Журналисты заговорили о давлении на них и призвали коллег к солидарности.
Привилегии привилегированному каналу
Дебаты вокруг закона «О вещании» вновь вылились в противостояние правящей партии с независимыми телеканалами. Законопроект, расширяющий полномочия Общественного вещателя (ОВГ), вызвал критику не ктолько со стороны других ТВ, но и со стороны неправительственного сектора.
В конце декабря 2017 года парламент утвердил в трех чтениях скандальные поправки, предложенные коалицией «Грузинская мечта». Они предоставляют ОВГ, который работает на средства, выделенные из госбюджета, право на размещение в своем эфире коммерческой рекламы и трансляцию авторских программ.
Ряд НПО и независимые телеканалы, опасаясь нездоровой конкуренции на медийном рынке, призвали президента наложить вето на законопроект. В результате Георгий Маргвелашвили вернул закон со своими замечаниями обратно в парламент.
Общественный вещатель Грузии — крупная теле-радиокорпорация, включающая в себя два телеканала и две радиостанции и финансируемой из государственного бюджета. В 2018 году ОВГ получит из казны 52,5 млн лари (порядка 20 млн долларов).
16 февраля спикер парламента Ираклий Кобахидзе во второй раз встретился с руководителями грузинских телеканалов, чтобы обсудить с ними закон «О вещании». Но дискуссии не получилось. Так, между председателем законодательного органа и директором ТВ «Кавкасия» Нино Джангирашвили произошла словесная перепалка.
Журналист утверждала, что рекламный рынок в Грузии и без того переживает падение, в то время как Кобахидзе, напротив, настаивал на том, что рынок растет. Оба оппонента приводили свои цифры и обвиняли друг друга в отсутствии аргументов. В результате Джангирашвили обвинила спикера парламента в деструктивности и лоббировании законопроекта, заявив, что в знак протеста покидает встречу. Спикер назвал ее решение правильным, отмеив, что так и надо поступать, когда нет аргументов.
Недовольны итогами встречи с Ираклием Кобахидзе остались и в «Рустави-2». «В дискуссии не было смысла, потому что у трибуны мы видели образ «Общественного вещателя», а не председателя парламента», — заявила юрист телекомпании Тамта Мурадашвили, также покинувшая встречу. По ее словам, Кобахидзе вел себя агрессивно и не скрывал своей мотивации.
В свою очередь директор неправительственной организации Transparency International Georgia Эка Гигаури в связи с последними событиями заявила, что представителей власти «действительно раздражают критические медиа». В такой ситуации, по ее словам, независимые СМИ должны объединиться и вместе защищать не только свои права, но и права других средств массовой информации.
Сигналы в адрес «Пирвели»
На фоне громких дебатов вокруг судьбы Общественного телевидения выяснилось, что один из грузинских коммерческих телеканалов подвергся косвенному давлению. В ходе круглого стола, посвященного вызовам, перед которыми оказались СМИ, журналист и ведущая «ТВ Пирвели» Нино Жижилашвили заявила о неких «настораживающих сигналах», касающихся попыток изменения редакционной политики канала. По ее словам, контент «Пирвели» создает дискомфорт властям.
Жижилашвили добавила, что часть присутствующих на круглом столе была поставлена в известность — им рассказали о возможном давлении на телеканал в ходе закрытой встречи. По словам журналиста, на данном этапе у «Пирвели» нет прямых доказательств попыток повлиять на редакционную политику, но они работают над этим.
Заявление Нино Жижилашвили спровоцировало перепалку между ее коллегой Вахо Саная и гендиректором другого независимого телеканала — «Рустави-2» — Никой Гварамия. Последний потребовал от журналистов «ТВ Пирвели» предать огласке информацию о том, кто и как пытался повлиять на их канал.
«Явление года — вовсе не Общественный вещатель, который итак обречен, а то, что происходит на «ТВ Пирвели», — заявил Гварамия. По его словам, сигналы, о которых говорила Жижилашвили, имеют признаки преступления, и попытки скрыть такое нельзя оправдать желанием сохранить конфиденциальность.
В ответ на эту реплику Вахо Саная зявил: если Ника Гварамия знает о наличии признаков преступления, пусть поделится ими и с журналистами «Пирвели». По словам ведущего, его телеканал не пытается скрыть проблему, и именно поэтому посветил в детали неправительственный сектор и дипломатический корпус.