Очередной скандал в Высшем совете юстиции Грузии (ВСЮ). Он связан с противостоянием между назначаемым президентом несудейским членом и остальными членами Совета. Коллеги Анны Долидзе (экс-парламентский секретарь главы государства, приступившая к работе в ВСЮ только 8 января 2018 года) усомнились в ее моральных качествах.
Не Мата Хари, но…
Члены Высшего совета Юстиции обвинили Анну Долидзе в сотрудничестве с российской организацией, которая вела дела против Грузии в Европейском суде по правам человека. Речь идет об НПО «Правовая инициатива по России» (Russian Justice Initiative), зарегистрированной в Нидерландах.
Как заявил судья Серго Метопишвили, есть фактическое обстоятельство, которое не подлежит сомнению: с августа по ноябрь 2008 года — именно в тот период, когда Анна Долидзе сотрудничала с этой организацией, «Правовая инициатива» внесла иски против Грузии.
«И любые ее (Анны Долидзе, — прим. СОВЫ) попытки сделать вид, что она якобы не знала, чем занимается эта организация, на мой взгляд, будут демагогией. Не думаю, что Анна Долидзе — шпион подобно Мате Хари. Вероятно, она просто сотрудничала с этой организацией из-за зарплаты», — предположил Метопишвили.
Его коллега Дмитрий Гвритишвили, в свою очередь, заявил, что «Правовая инициатива по России» наняла Анну Долидзе, чтобы собрать компроматы на Грузию и грузинских военных в связи с событиями августовской войны 2008 года. По словам члена Совета юстиции, Долидзе считает свое поведение достойным, в то время как патриотические чувства людей и их желание защищать интересы родины — напротив, недостойным.
«Исходя из этого у нас рождается вопрос: почему человек с такой моральным принципами должен быть членом Высшего совета юстиции и почему он должен принимать участие в принятии таких важных решений, как комплектация Совета или даже назначение судей?» — задался вопросом Гвритишвили.
По словам судьи, сделать такой вывод о деятельности Анны Долидзе можно, проанализировав существующую документальную базу, интевью и другие записи. Впрочем, делиться доказательствами с журналистами Гвритишвили не стал.
Сплетники в Совете юстиции
Сама Анна Долидзе подчеркивает, что организация, с которой она сотрудничала, зарегистрирована в Нидерландах. Целью этого НПО было и остается наказать Россию за нарушения прав человека. По ее словам, большинство дел против Москвы в связи с преступлениями в Чечне в Страсбургском суде вела именна эта организация.
Критику коллег Долидзе называет «черным пиаром» и клеветнической компанией, направленными на переключение внимания общества с проблем в правовой системе Грузии.
«Печально, когда судья опускается до уровня сплетен. И когда судья так относится к своему коллеге, представляю, по каким стандартам он судит людей. Это еще раз доказывает, в каком плачевном состоянии находится наша судебная система и как она нуждается в реформах», — заявила Анна Долидзе.
Себя несудейский член Высшего совета юстиции называет «защитницей прав человека» и «исследователем». «И в этом статусе в 2008 году после войны я была в Гори, чтобы увидеть, какие нарушения прав человека и законов ведения войны совершила Россия», — пояснила Долидзе.
Российская или антироссийская НПО?
Обвинения в адрес Анны Долидзе в связи с ее сотрудничеством с «Правовой инициативой» впервые были озвучены два года назад — в феврале 2016-го. Тогда в оппозиционной партии «Единое национальное движение» заявили, что Долидзе оказывала правовую консультацию НПО, которая внесла иски в ЕСПЧ против Тбилиси. В частности, по их словам, по одному из дел грузинскую сторону обвинили в умышленном убийстве российских граждан во время бомбежки Цхинвали.
На сайте самой «Правовой инициативы» говорится, что организация и ее партнеры используют механизмы международного права в поисках справедливости по делам, касающимся серьезных нарушений прав человека на Северном и Южном Кавказе. Сообщается о более чем двух тысячах клиентов и свыше 300 дел, поданных в Европейский суд по правам человека.
Прокремлевские движения, в свою очередь, неоднократно обвиняли неправительсвенную организацию в антироссийской подрывной деятельности, осуществляемой за счет западных грантов.