15 лет – за хиджаб, смерть – за протест
«В Иране у нас есть специальная полиция с разъезжающими по улицам фургонами. Она арестовывает женщин за их одежду и непокрытую голову, избивает и унижает их», – рассказывает активистка Марьям. Впервые на акцию за свободу и гражданские права девушка вышла в 2009 году, когда была еще студенткой. Всерьез начала борьбу за права женщин в 2017-м. Марьям снимала видео о том, что с ней происходило на улице, когда она выходила из дома без хиджаба. Нередко на девушку накидывались прохожие, кричали и даже пытались применить силу.
За отказ покрывать голову Марьям неоднократно и арестовывали. Полиция нравов оказывала на нее психологическое давление и проводила воспитательные беседы. В марте 2018 года, после очередного видео, когда в кадр попал «непростой человек», Марьям стало понятно: если она срочно не покинет Иран, то ей грозит тюрьма. Теперь бороться за права иранок активистка продолжает из Грузии. Сейчас она пишет посты в соцсетях, организует акции, делает фото и снимает видео на разных языках, чтобы рассказать людям по всему миру правду о происходящем на родине.
«В Иране очень много проблем. Правительство убило многих молодых людей, которые говорили об этих проблемах, говорили с журналистами, снимали видео. Три года назад они арестовали женщину, после чего убили ее сына, потому что он вышел на улицу протестовать против ареста матери, говорившей о свободе, о том, что делало с нами правительство».
«Этот протест – не только обо мне. Многие женщины в Иране сталкиваются с такой проблемой».
При этом, по словам Марьям, в Иране очень сильно работает пропаганда. Никто в мире не должен узнать, что на самом деле происходит в стране. Девушка говорит о специальной группе блогеров, которые рассказывают, как там красиво и безопасно.
«Но Иран – не безопасен для людей. Они не хотят показывать, что происходит на самом деле. Я была удивлена, когда узнала, что большинство людей в Грузии не знали о том, что на самом деле происходит в Иране. Они говорят, что Иран безопасен, очень красив, спрашивают, почему я покинула свою страну. А когда я рассказываю о том, что там происходит, они не верят, они верят медиа, которые распространяют пропаганду».
12 июля, в Национальный день хиджаба и целомудрия, иранские активистки по всему миру вышли в знак протеста на акции против хиджаба. Марьям организовала такую акцию в Тбилиси. Вместе с еще несколькими активистами она вышла на Площадь Свободы с плакатами с осуждением действий правительства Ирана и фотографиями жертв режима.
При этом, признается Марьям, даже несмотря на то, что она занимается активизмом из Грузии, она не чувствует себя в безопасности. Кроме того, девушка беспокоится за семью, оставшуюся в Иране – родным могут причинить вред из-за ее деятельности.
«Моя семья – не в безопасности. Несколько лет назад известная иранская журналистка, которая живет в США, Масих Алинеджад, создала движение против хиджаба. Но ее семья жила в Иране. Правительство арестовало ее брата, просто потому что они общались. После этого они попытались вывезти журналистку из Штатов, отправив туда группу людей, которая шпионила за ней. Если ты активист и говоришь что-то про Исламскую Республику, ты не в безопасности нигде. Они уже убили так множество людей в Канаде, в Европе. Правительство Ирана опасно для всех стран, не только для иранцев».
«Назад в средневековье»
Ношение хиджаба и скромной одежды стало обязательным для женщин и девочек старше девяти лет в Иране после Исламской революции. Тогда, 7 марта 1979 года, местные газеты сообщили о новом законе, который обязывал женщин покрывать голову вне дома. А 8 марта, в Международный женский день, в Тегеране прошла демострация – около ста тысяч женщин выступили против ущемления их прав. Протесты проходили на фоне изменения государственного строя: шах Реза Пехлеви, проводивший светскую политику, был свергнут и бежал из страны. Власть захватили исламские фундаменталисты.
Последующие три десятилетия в стране не было массовых протестов против ношения хиджаба. Все начало меняться в 2009 году. После победы на выборах Махмуда Ахмадинежада по Ирану прокатились массовые протесты за демократизацию и против исламистского режима. А в 2014 году журналистка иранского происхождения Масих Алинеджад запустила в Facebook кампанию My Stealthy Freedom («Моя скрытая свобода»). Она призвала женщин выкладывать фото без хиджаба.
В январе 2018-го иранские активистки вышли на улицы Тегерана, заявив о своем нежелании подчиняться законам об обязательном ношении хиджаба. Их вдохновил поступок Виды Мовахед, которая месяцем ранее была арестована за одиночный пикет. Девушка стояла посреди толпы с непокрытой головой и белым флагом в руках – символом кампании «Белая среда», в рамках которой мусульманские женщины выступают против жесткого дресс-кода. Вскоре после своего молчаливого протеста Вида Мовахед была заключена в тюрьму.
«Хиджаб не является культурой иранского народа, исламское правительство сделало его обязательным более 40 лет назад. 43 года назад мы позволили неиранскому марионеточному лидеру по имени Рухолла Хомейни захватить правительство силой, и он вернул нас в средневековье. Они убивают нашу молодежь каждый день, они обесценили наши деньги и паспорта, они воруют нефтяные деньги и хорошо зарабатывают для своих семей в странах Европы и Америки», — говорит Марьям.
В этом году протесты против обязательного ношения хиджаба подогрел президент Ибрахим Раиси, заявивший, что недовольство молодежи дресс-кодом – следствие «западной пропаганды, добивающейся морального разложения в исламском обществе». Кроме того, в рамках борьбы с тем, что власти называют «неправильным ношением хиджаба», банк Mellat, имеющий более 1 400 филиалов в Иране, издал директиву, запрещающую сотрудницам носить чулки и туфли на высоких каблуках. А менеджерам-мужчинам запретили брать женщин себе в помощницы по административным вопросам.
«Сейчас я беженка в Грузии и не могу вернуться в Иран, но я продолжу свою деятельность, чтобы голоса женщин и других людей моей страны были услышаны. Народы других стран, в том числе и грузинский народ, должны поддержать нас. Если мир будет хранить молчание, бедствие, происходящее в Иране, затронет и другие страны».
Шесть лет в иранском плену. Британка Назанин Загари-Рэтклифф возвращается домой