Вопреки слухам, у Путина со здоровьем все в порядке, считает директор ЦРУ Уильям Бернс. В публичном выступлении он также прокомментировал боевые потери во время российского вторжения в Украину, мотивы Путина в войне и сближение России с Ираном.
«Ходит множество слухов о здоровье президента Путина, но, насколько мы можем судить, он даже чересчур здоров», — отметил Бернс, отвечая на вопросы посетителей крупной международной конференции в штате Колорадо.
В ответ на смех аудитории глава внешней разведки США и в прошлом американский посол в Москве, у которого за многие годы сложились доверительные отношения с российским лидером, уточнил, что речь идет о его личном мнении, а не об официальной оценке здоровья российского президента, основанной на разведданных его службы.
Путину в этом году исполняется 70 лет, и в СМИ регулярно циркулируют неподтвержденные сообщения о том, что он страдает от некоего заболевания — возможно, онкологического.
Так, издание «Проект» на основе данных госзакупок рассказывало, что с 2016 по 2020 год Путина в поездках в Сочи сопровождала бригада врачей. Чаще всего с ним летали два врача-отоларинголога (один из них сопровождал Путина 59 раз, другой — 38) и хирург-специалист по раку щитовидной железы (35 раз).
- «Проект» выпустил расследование о здоровье Владимира Путина
- Кремлевский карантин во время войны. Как охраняют здоровье Владимира Путина
Кадры, сделанные во время визита Путина в Иран на этой неделе, также активно обсуждались в контексте состояния здоровья российского президента: в частности, СМИ писали о его необычной походке.
Путин трепетно относится к своему здоровью. Как выяснила Би-би-си, ни вторжение в Украину, ни четыре прививки против коронавируса, ни ослабление пандемии не отменили карантина для тех, кто контактирует с российским президентом.
Бернс, который был послом США в России в 2005-2008 гг., в среду выступал на Аспенском форуме по безопасности — большой конференции, на которую ежегодно съезжаются высокопоставленные политики со всего мира для обсуждения насущных глобальных проблем.
Почти все вопросы, адресованные Бернсу на форуме, были посвящены России и Украине.
Накануне США и их союзники обязались передать Украине для отражения российской агрессии еще по меньшей мере восемь систем залпового огня HIMARS — в дополнение к уже имеющимся у ВСУ 12 таким установкам. А министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Россия планирует «расширить географию» вторжения в Украину.
- Новым главой ЦРУ станет бывший посол США в России Уильям Бернс
- Как сотрудники разведки пытались предупредить мир о вторжении в Украину и почему им никто не поверил
Бернса, в частности, попросили дать оценку российских боевых потерь за время вторжения России в Украину.
«Последние по времени оценки от разведывательного сообщества США составляют в районе 15 тысяч убитых и где-то в три раза больше раненых», — сказал Бернс.
«И украинцы тоже пострадали — вероятно, немного меньше, но все же, вы знаете, это значительные потери», — добавил директор ЦРУ.
Бернс не уточнил, к какой дате относятся эти оценки, но они выглядят значительно ниже, чем данные, которые приводила и украинская сторона, и разведслужбы других государств.
15 тысяч погибших — это много или мало?
Ольга Ившина, Би-би-си
Немного контекста для оценки в 15 тысяч погибших российских военных, прозвучавшей из уст директора ЦРУ.
С одной стороны, Советский Союз столько потерял почти за 10 лет войны в Афганистане. С другой, среди имеющихся оценок это одна из самых низких. Британская разведка говорила о 15-20 тысячах погибших еще в июне.
Генштаб ВСУ накануне называл цифру в 38750 погибших, оговариваясь при этом, что это приблизительная оценка.
Данных из первых рук у нас нет: российское министерство обороны второй и последний раз называло цифру своих потерь 25 марта: 1351 погибший. Уже тогда эта цифра выглядела чрезвычайно заниженной.
Русская служба Би-би-си, «Медиазона» (признана в России «иностранным агентом») и группы волонтеров собирают данные о погибших по открытым источникам. Разумеется, это далеко не все погибшие: речь идет только о тех, кого мы смогли установить поименно. По состоянию на 8 июля нам были известны имена 4515 погибших.
Представление о том, какое количество погибших не попало в нашу подборку, дает информация с региональных кладбищ. Би-би-си ознакомилась с ситуацией на более чем 30 кладбищах от Калининграда до Хабаровска. На каждом из них были могилы солдат, о гибели которых не сообщалось публично, их доля варьировалась от 30 до 100%.
На основании этих наблюдений мы можем предположить, что список подтвержденных потерь, который ведет Би-би-си, может содержать по меньшей мере на 50-60% меньше имен погибших, чем реально захоронено в России. С учетом этого обстоятельства наши данные о потерях российской армии сопоставимы с цифрами, которые озвучил глава ЦРУ.
Скорее всего разброс цифр при оценке потерь России разными источниками (от ЦРУ до генштаба Украины) объясняется терминологией и методами подсчета.
Некоторые включают в число потерь российской стороны военных так называемых ДНР и ЛНР, а также тех, кто погиб в составе ЧВК. Достоверно известно, что счет потерь в этих двух категориях идет на тысячи (в одном только Донецке публично признали гибель 2400 военных). Итоговая цифра также существенно возрастает, если в список потерь включить всех числящихся «пропавшими без вести» военных из России, а также «народных милиций» Донецка и Луганска.
«Контроль, устрашение, сведение счетов»
Бернс отметил, что более чем за 20 лет личного общения и наблюдения за российским лидером он пришел к выводу, что Путин твердо верит в такие вещи, как контроль, устрашение и сведение счетов. Причем за последнее десятилетие эта вера у него только укрепилась — вследствие того, что сократился круг его советников.
«Он видит свое предназначение в том, чтобы вернуть России статус великой державы, — сказал Бернс. — Чтобы этого достичь, по его убеждению, нужно вернуть в свою сферу влияния соседей, а без контроля над Украиной этого сделать не получится».
В ноябре Бернс провел два дня в Москве, общаясь с высокопоставленными российскими официальными лицами в поисках путей урегулирования обострившейся обстановки на российско-украинской границе, к которой была стянута значительная группировка российской армии. Глава ЦРУ тогда сказал, что вернулся он оттуда еще более обеспокоенным, чем когда ехал туда.
- Как сотрудники разведки пытались предупредить мир о вторжении в Украину и почему им никто не поверил
По мнению Бернса, планы российского лидера основывались на глубоко ошибочных предположениях, а также некоторых полных иллюзиях — особенно, по поводу воли Украины к сопротивлению.
«Путин реально верит в собственную риторику. На протяжении многих лет в наших частных разговорах я слышал от него, что Украина — это не настоящая страна, — рассказал глава ЦРУ. — Что ж, настоящие страны дают отпор. А именно это украинцы и сделали».
Россия и Иран
Дипломатическая карьера Бернса насчитывает несколько десятилетий.
В частности, в 2015 году он был заместителем госсекретаря СШA и приложил немало усилий для достижения ядерной сделки с Ираном — многострадального международного соглашения о том, что свою ядерную программу страна будет развивать только в мирных целях, в обмен на снятие санкций.
Из этой сделки США впоследствии вывел президент Дональд Трамп, заявив, что договоренность не гарантирует прекращения Тегераном разработки собственного ядерного оружия и средств его доставки, и не обеспечивает безопасности для Израиля, который Иран считает своим злейшим врагом.
Ранее на этой неделе Иран с редким международным визитом посетил Владимир Путин. С начала 2020 года Путин редко выезжает за рубеж, а после начала вторжения в Украину в феврале этого года он съездил только в Таджикистан и Туркменистан.
Отвечая на вопрос о нынешнем сближении России и Ирана, Бернс сказал, что оно не может не вызывать беспокойства. По его мнению, Иран должен дважды подумать прежде чем предоставлять России военные дроны в рамках сделки, разведданные о которой на прошлой неделе опубликовали США.
Но в то же время, подчеркнул глава ЦРУ, тот факт, что Путин обращается к Ирану за подобным вооружением говорит о том, что оборонный сектор самой России сильно ослаблен.
«Реальность, скрывающаяся за всеми этими фотографиями, которые мы видели, заключается в том, что Россия и Иран нуждаются друг в друге. Обе страны находятся под федеральными санкциями, обе хотели бы вырваться из политической изоляции. Но хотя они нуждаются друг в друге, доверять они друг другу не могут. Исторически они соперники в энергетическом секторе».
«Их возможностям помогать друг другу в настоящий момент есть пределы, мне так кажется», — добавил Бернс.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Загрузите наше приложение: