– Как в Азербайджане реагируют на последние события? Какая реакция общественности?
– Последние события, к сожалению, очень обеспокоили азербайджанское общество. Многие держат траур по погибшим. По последним данным уже 79 погибших. И это весьма большая потеря со времен войны 2020-го года. Это самая большая потеря для Азербайджана. С другой стороны, официальные источники утверждают, что да, мы добились поставленных целей. Это был «решительный ответ», это официальное название данной операции. Они взяли 50 с чем-то позиций и 8 стратегических высот. Пока что нам известно об этом, мы также знаем, что сейчас временно действует режим прекращение огня. Сегодня третий день траура по погибшим. Надеемся, что больше такого не повторится.
Эксплейнер: что произошло в Армении и Азербайджане 13-14 сентября?
– Какие цели преследует официальный Баку. Мы знаем, что такое впервые, когда военные действия ведутся не на территории Нагорного Карабаха, а в глубине Армении. Что происходит?
– Откровенно скажу, это не в первый раз. В 2021 году были заявления с армянской стороны, что азербайджанские войска перешли государственную границу и заняли какие-то важные стратегические высоты. Все дело в том, что официальной государственной границы нет. Для этого должна быть делимитация, а ее нет. В Брюсселе была достигнута договоренность о начале работы над мирным договором, но она, к сожалению, не началась. В качестве жеста доброй воли Азербайджан освободил пятерых армянских военнопленных. Но в ответ мы ничего не узнали. И я подозреваю, что это сугубо армянские проблемы. Они пытаются отвлечь общественное внимание от собственных проблем. Но я это со стороны говорю. То, что Азербайджан входит на суверенную территорию Армении, я как гражданин Азербайджана, конечно, не одобряю. Но для этого должна быть делимитация границы, которой нет.
– Какие цели преследует Баку? Речь идет о политическом утверждении достигнутых целей после последней войны?
– Основная цель – это вывод армянский вооруженных формирований из бывшего Нагорного Карабаха. Они там все еще продолжают оставаться. Не призывники, может быть, но контрактники по крайней мере есть. И второй запрос – открытие дороги на Нахичевань. Это может быть территориальный коридор, можно назвать по-другому, но эта дорога очень важна для Азербайджана, потому что она соединяет не только с Нахичеванью, но и дальше с Турцией. И это, кстати, в интересах самой Армении. Потому что из Армении связь с Россией появится, так как дорога через Абхазию закрыта сейчас. Торг идет в основном по этим двум принципам – вывод войск из бывшего Нагорного Карабаха и открытие Зангезурского коридора, это говоря условно.
– Очень многие говорят, что Алиев сейчас пользуется положением России из-за Украины, ее слабостью, пытается поймать правильный политический момент, чтобы достигнуть своих целей. Насколько, по-вашему, правильный момент сейчас? И какие ваши прогнозы?
– Я не думаю, что Алиев настолько наивен, чтобы надеяться на ослабление России в какой-то момент. Россия всегда Россия. Это наш крупнейший сосед. И с 22 февраля уже союзник. Алиев умелый политик. Я осуждаю его внутреннюю политику, но все-таки признаю его внешнюю политику. В ней он очень умел. Он достиг с Россией необходимого взаимодействия. Россия промолчала. ОДКБ, как вы заметили, не вмешалось из-за захвата армянских территорий. В Казахстане они вмешались за день. Все-такие политика – это искусство возможного. Я не буду осуждать Алиева за то, что он поддерживает хорошие отношения с Россией, хотя я полностью на стороне Украины и осуждаю агрессию России. Такова и официальная позиция Азербайджана. Это другие плоскости. Пашинян не поехал в Самарканд, но он поехал во Владивосток, гораздо дальше. В это время в Армению стали приезжать американские дипломаты, глава ЦРУ, Нэнси Пелоси. Если Армения на самом деле решает менять вектор в сторону Запада, очень интересно будет наблюдать как это обернется против Армении. Потому что выйти из ОДКБ Армения легко может. Но как быть с теми крупными российскими компаниями, которые скупили все в Армении: «Газпром», «Роснефть», РЖД и многим другим. Они владеют большим бизнесом, в том числе и государственным. При всем желании, Пашинян не сможет так просто уйти от России. Решение все же за армянским народом.