Каких россиян пускают в Грузию: да – уклонистам, нет – журналистам - SOVA
политика

Каких россиян пускают в Грузию: да – уклонистам, нет – журналистам

После начала войны в Украине Грузия стала одним из самых популярных направлений для политических мигрантов из России. Сюда переехали многие журналисты, юристы и политические активисты, опасавшиеся за свою безопасность. Но многие россияне стали сталкиваться с отказами во въезде в Грузию. По словам директора отделения Free Russia Foundation на Южном Кавказе Егора Куроптева, в ноябре ситуация еще больше ухудшилась. За последний месяц в Грузию не пустили девять российских журналистов и активистов.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Россия, Егор Куроптев, Екатерина Аренина

«После 40 минут ожидания на паспортном контроле ко мне подошел пограничник и сказал: «Екатерина, мы вам запрещаем въезд в Грузию». После чего достали мой багаж с ленты, и он выдал мне бумагу запрета на въезд, где указано, что мне запрещают въезд по другим причинам», – рассказывает Екатерина Аренина, журналистка расследовательского издания «Проект».

14 ноября Екатерина летела из Вильнюса в Кутаиси. В аэропорту пограничница уже почти поставила штамп в ее паспорте, но потом что-то заметила в компьютере. По словам журналистки, сначала минут 10 она просто стояла и ждала. Затем ее попросили отойти. Через 40 минут к Екатерине подошел пограничник и сообщил о запрете на въезд. Аренина покинула Грузию в середине лета, а до того несколько месяцев жила в стране.

«С начала войны до июля я из Грузии не выезжала, а в июле, когда я выезжала, уже был на мне какой-то маячок, потому что при выезде было примерно то же самое. Явно что-то высветилось, когда ввели мои паспортные данные, девушка-пограничница фотографировала мой паспорт, кому-то отправляла и тоже я минут 15 ждала пока мне скажут, что я могу выехать. То есть, уже явно была какая-то проблема, но въехать больше в Грузию я тогда не пыталась».

[áмбави] «Понаехали тут»: как «две России» уживаются в одной Грузии

Случаи отказов во въезде российским журналистам, оппозиционерам и блогерам на грузинской границе заметно участились за последний год. Летом 2021-го в предполагаемом стоп-листе оказалась юрист «Фонда борьбы с коррупцией» Любовь Соболь. В январе 2022-го из Тбилисского аэропорта депортировали оппозиционера и бывшего депутата Госдумы РФ Дмитрия Гудкова. В июне во въезде отказали участнице группы Pussy Riot Ольге Борисовой – она возвращалась в Грузию после европейского турне в поддержку украинских беженцев. В начале сентября в Грузию второй раз подряд не впустили сотрудничающего с Аssociated Press фотожурналиста Василия Крестьянинова, а также журналиста, медиаменеджера и благотворителя Митю Алешковского.

По данным «Института развития свободы информации» (IDFI), в марте-июне во въезде в Грузию было отказано 3 036 гражданам РФ, то есть 1% от числа приехавших россиян. Причины в МВД, как правило, не разъясняли – в графе отказа чаще всего указывают «иные причины».

Значительно ухудшилась ситуация в ноябре, говорит глава офиса Free Russia Foundation на Южном Кавказе Егор Куроптев. По его словам, за последний месяц грузинские пограничники не пустили в страну девять российских журналистов и активистов. Среди них – журналистка «Проекта» Екатерину Аренину, активистка Pussy Riot Ника Никульшина и менеджер редакции «Медиазоны» Гала Латыговская.

«Начиная с 1 ноября ситуация изменилась в худшую сторону, девять человек не пустили. Это несколько юристов, журналистов и активистов. Абсолютно разных. Никаких общих черт у этих банов нет, кроме того, что все они – политические эмигранты из России. Четверо из них постоянно проживают в Грузии уже продолжительное время, около года. То есть – это даже не новая волна. У одного здесь семья, у других – деньги, машины, съемные квартиры, за которые они продолжают платить и ждут где-то в других странах, пока им разрешат приехать», – говорит Куроптев.

inie prichini политика featured, Грузия-Россия, Егор Куроптев, Екатерина Аренина

На днях известный российский блогер Илья Варламов в своих соцсетях сообщил, что четыре часа провел в ожидании на паспортном контроле в Тбилисском аэропорту. В итоге, правда, его пустили.

Другим везет меньше. «Изменилось то, что МВД Грузии ставит эти баны вообще не базируясь ни на чем. Если бы это были какие-то резонансные политики, которые могут нести какие-то проблемы для Грузии или даже для властей Грузии, то тогда хоть было бы какое-то объяснение, а тут объяснения нет никакого, потому что это люди в основном не резонансные, которые просто тут живут, работают и делают какие-то важные вещи. Ответов нет», — говорит Куроптев.

Руководитель Free Russia Foundation на Южном Кавказе ответственность за сложившуюся ситуацию возлагает не власти Грузии в целом, а на министерство внутренних дел конкретно. Он не видит в отказах во въезде никаких политических заказов, считая, что это просто «очень эффективная» инициатива МВД.

«Стоит также отметить, что один из тех, кому отказали в этом месяце, ехал непосредственно из России через сухопутную границу. И когда ему поставили бан, его автоматически отправили обратно в Россию. Не в третью страну – не в Германию, не в Турцию, не в Армению, как было ранее, когда люди едут и не попадают ни под какие угрозы, потому что они просто возвращаются туда, откуда ехали. А случаев, когда разворачивали на Ларсе, политических, не было. Был только один случай с Инсой Ландер, но это совершенно другая история, потому что у нее была статья по терроризму, и она дала неверную информацию, пересекая границу. Поэтому это был первый случай на моей памяти».

Прогулки «спонсора войны» по Тбилиси: как Ксения Бородина «красиво летала в Грузию»

В самой Грузии гражданский сектор не раз призывал власти контролировать поток россиян, приезжающих в страну. В частности, ввести для них визовый режим. Но неправительственные организации всегда подчеркивали: нельзя отказывать во въезде критикам путинского режима.

По данным МВД Грузии, с января по конец сентября 2022 года в страну въехало свыше одного миллиона россиян. Причем, эта цифра фактически не включает в себя людей, бежавших от объявленной Путиным «частичной мобилизации». Тогда на границе скопились тысячи автомобилей уклонистов, не желающих отправляться на войну. Сколько россиян осело в Грузии – сказать сложно. В конце октября министерство внутренних дел сообщало, что в стране находятся 112 733 гражданина РФ.

Егор Куроптев говорит, что у него к властям Грузии простое требование – из этого огромного потока мигрантов обратить внимание на тех, кому отказывают во въезде.

«Это же не проблема девяти или четырех человек, которые ждут сейчас возможности вернуться домой в Грузию. Это проблема нескольких тысяч политических эмигрантов из России, это проблема более десятка политических эмигрантов из Беларуси. Все эти люди, видя эту ситуацию, сейчас задумываются, как жить дальше в Грузии, потому что ты не можешь выехать из страны без страха, что тебя обратно просто не пустят. Раньше такие случаи были, но они так или иначе разрешались. Сейчас прошел уже практически месяц и никаких реакций не видно».

Дарьяльский отбор: Грузия – спасение для россиян, но не с Кавказа