В Грузии нет закона, запрещающего секс-шопы. Но открывавшиеся в разное время магазины с интим-товарами держались недолго. В Тбилиси витрины первого секс-шопа разбили ортодоксальные верующие буквально через несколько дней после его открытия, в Батуми – через две недели после начала работы – магазин подожгли.
Согласно опросу, проведенному журналистами Би-би-си в Грузии в 2019 году, мужчины чаще негативно отзываются о секс-шопах, чем женщины. Но для большинства населения тема интимной жизни все же по-прежнему остается табуированной.
По мнению основательницы единственного на сегодняшний день секс-шопа в Грузии Дианы Логвиненко, сегодня важно отойти от стереотипов – современные магазины с интим-товарами должны отказаться от формата пошлости и похабщины.
В секс-шопе House of Woman, по словам девушки, изначально не было и не планируется ни надувных кукол, ни БДСМ-аксессуаров. Упор делается больше на послеродовое восстановление, интимную гигиену, уходовую косметику, благовония, а также эзотерические предметы. А главная концепция – «не нужно зацикливаться только на сексе».
«Я была в секс-шопах в России, и на мой взгляд, они отвратительны. Чаще всего – это подвальное помещение с кучей гениталий, выставленных на полке, и все это пошло, похабно, незащищено и т. д. Мы просто делаем такое место, где женщине будет комфортно находиться, она захочет сюда возвращаться, и выбор продукции в принципе ориентировался на красоту и этичность».
По словам Дианы, она не первая, кто придумал открыть в Грузии секс-шоп. В стране функционирует несколько онлайн-магазинов интим-товаров, но нередко вся представленная у них продукция не сертифицирована, что опасно для здоровья.
«Когда я приехала, я обратила внимание на то, что здесь есть онлайн секс-шопы, сделанные грузинами для грузин. Я посмотрела их ассортимент, связалась с ними и поняла, что у них в основном вся продукция из Китая. И это ужасно, поскольку это то, что контактирует с твоей слизистой, и это очень важно. То есть, именно момент состава, гипоаллергенности медицинского силикона – это все очень важно. Но просто у местных женщин не было выбора и, кому было нужно, они действительно были готовы рисковать здоровьем. Я им дала выбор. Да, это дольше, дальше, но зато это все сертифицированное».
Секс-просвещение: разврат или необходимость?
Диана вместе с мужем около полугода назад переехала из Санкт-Петербурга в Тбилиси, чтобы развивать здесь киберспорт и строить компьютерный клуб. Спустя некоторое время девушке пришла мысль об открытии интим-магазина для женщин. По ее словам, прежде чем открыть свой секс-шоп, она общалась со многими гинекологами и семейными психологами и была удивлена рассказам некоторых девушек, которым гинекологи советовали завести себе «мужчину для здоровья».
«Я считаю, что гораздо безопаснее и этичнее купить себе просто игрушку, чем искать какие-то непонятные связи. Не говоря уже о том, что может быть плохого в защищенном сексе, если мы говорим о презервативах».
По словам Дианы, некоторые люди, узнав о ее планах открыть в Тбилиси секс-шоп, говорил: «Прекрасно, наконец, у нас и у подростков будет защищенный секс».
В Грузии интимный ликбез не входит в учебную программу. Чаще всего тинейджеры ищут информацию о сексе в интернете и знакомятся с половой жизнью в не самых безопасных местах. В отчете Омбудсмена говорится, что у грузинских подростков много вопросов о ВИЧ-инфекции, других венерических заболеваниях, контрацептивах, менструации. Но грузинский сегмент интернета зачастую не может заполнить информационный вакуум. Попросту не существует надежного и компетентного грузиноязычного источника, способного дать ответы на интересующие подростков вопросы.
Половое воспитание в Грузии: прогрессивность vs консерватизм
По словам специалистов, у молодого поколения крайне скудные и зачастую сомнительные знания о сексуальном здоровье. «Ассоциация просвещения и труда», которая несколько лет назад провела в тбилисских школах исследование с целью выяснить, что знают подростки о сексе, алкоголе, табаке, венерических болезнях, ранних браках, насилии и т. д, выяснила, что уровень информированности зачастую очень низкий, а знания – неточные.
Но попытки поднять эту тему в Грузии нередко оборачивались провалом. В частности, позиция одного из самых авторитетных институтов в обществе – Православной церкви – долгие годы остается неизменной: сексуальное просвещение приравнивается к разврату.
«Я не боюсь конкретно одного священника, который ходит и поджигает секс-шопы»
Основательница House of Woman Диана Логвиненко говорит, что, несмотря на бэкграунд с секс-шопами в Грузии, страхов, что у нее не получится или придет «условный» священник и подожжет ее магазин, не было.
«Я знаю, что пять лет назад верующие разгромили секс-шоп в Тбилиси. И пока я искала это помещение, через меня прошло около 40 риелторов и агентов по недвижимости. Я познакомилась с женщиной-риелтором, которая сдала то самое помещение. И она мне объяснила: это была соседняя дверь от церкви и открытые витрины с товаром».
Диана рассказывает, что поиски подходящего помещения заняли несколько месяцев. Для девушки было важно не только удобное расположение и эстетичность, но и то, чтобы хозяин помещения знал, что здесь будет находиться.
«И мне с этим очень повезло. У меня хозяйка – пожилая грузинка лет 70-ти. Она в курсе, что здесь, она была в день открытия. Иногда она заходит сюда и полностью меня поддерживает».
Порядка 20-30% клиентов магазина – это местные женщины, девушки. По словам основательницы House of Woman, некоторые приходят с шоколадками и тортиками, благодарят за то, что в Тбилиси открылось такое место, и говорят, что ничего постыдного в этом не видят.
Помимо интим-товаров и уходовой косметики в свое помещение Диана приглашает различных экспертов, которые проводят лекции на такие темы, как здоровье и этичность, а также различные мастер-классы.
«У нас уже была лекция остеопата. Затем будет лекция семейного психолога, потом у нас будет лекция по шибари (японское искусство ограничения подвижности тела человека при помощи веревок, — прим. ред.), после чего – мастер-класс по лепке из глины пряничных домиков к Новому году. Я ничего не прошу от мастеров, которые это проводят, меня интересует просто, чтобы это помещение жило и развивалось».