Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте выступил с речью, в которой извинился за историческое участие страны в работорговле и функционировании института рабства и за последствия этого, которые сохраняются до сих пор.
Выступая в Гааге перед представителями бывших нидерландских колоний в Южной Америке и Карибском бассейне, он назвал рабство преступлением против человечности и сказал, что страдания, причиненные рабством несметному числу людей, продолжаются и по сей день.
«Сегодня от имени правительства Нидерландов я приношу извинения за прошлые действия нидерландского государства», — сказал Рютте.
«На протяжении веков голландское государство и его представители поддерживали и стимулировали рабство и наживались на нем,- продолжил премьер-министр. — Это правда, что никто из ныне живущих не несет никакой личной вины за рабство… (однако) голландское государство несет ответственность за огромные страдания, которые были причинены тем, кто был порабощен, и их потомкам».
- «Это война не Путина, а России». Немецкий историк — о коллективной ответственности россиян и опыте немцев
- Американцам напомнили о рабстве. Консерваторы в бешенстве
- Была ли Россия колониальной империей? Отвечают историки
Извинения прозвучали в момент более широкого переосмысления колониального прошлого Нидерландов, включая усилия по возвращению награбленных предметов искусства, и продолжающейся борьбы с расизмом.
Помимо извинений правительства, король Виллем-Александр поручил провести независимое расследование роли нидерландской королевской семьи в колониальном прошлом и постколониальном настоящем.
Однако речь премьер-министра вызвала разногласия — и не только в странах, в которых голландские колонизаторы практиковали рабство, но и в голландском обществе.
«Танго танцуют вдвоем»
Шесть организаций в Суринаме добивались судебного запрета, чтобы перенести извинения на 1 июля 2023 года, когда будет отмечаться 150-я годовщина официальной отмены рабства в нидерландских колониях.
Премьер-министр Сен-Мартена Сильверия Якобс заявила в субботу голландским СМИ, что остров не примет извинений Нидерландов, если они будут принесены в понедельник.
«Позвольте мне четко заявить, что мы не примем извинений, пока наш консультативный комитет не обсудит их и мы как страна не обсудим их», — сказала она.
Представитель действующей в Нидерландах афросуринамской организации «Фонд чести и восстановления» Рой Кайкуси считает неправильным, что правительство не провело необходимых консультаций с активистами, многие из которых сами потомки рабов.
«Танго танцуют вдвоем — извинения должен кто-то принять, — говорит он. — То, как правительство относится к этому, выглядит как неоколониальная отрыжка».
После убийства Джорджа Флойда в США в 2020 году, вызвавшего массовые протесты и рост движения Black Lives Matter, Нидерланды создали национальную консультативную группу, которая пришла к выводу, что участие Нидерландов в рабстве было равносильно преступлению против человечности, и в 2021 году рекомендовала принести извинения и возместить ущерб.
Однако на пресс-конференции в пятницу Рютте исключил возможность репараций.
Около 70% афрокарибской общины Нидерландов, в основном состоящей из потомков рабов, считают, что извинения важны. В то же время, согласно опросу I&O Research, среди населения в целом только 38% поддерживают извинения, а почти половина голландцев — против.
Некоторые опрошенные выразили обеспокоенность по поводу потенциальных исков о возмещении ущерба и их стоимости для страны. Другие считают, что лично они и их предки не были поработителями и не наживались на колониализме, поэтому не принимают саму концепцию коллективных извинений за далекое прошлое.
Современные предрассудки
Планы извиниться за рабство появились через неделю после обнародования отчета о том, что в министерстве иностранных дел Нидерландов были в ходу расистские комментарии, а некоторых соискателей не принимали на работу из-за их цвета кожи или этнического происхождения.
В одном департаменте министерства государства Африки во внутренней переписке назывались «обезьяньими странами». После этого министр иностранных дел принес извинения.
В 2020 году тогдашний докладчик ООН по расизму Тендаи Ачиуме заявил, что убеждение голландцев в том, что Нидерланды — толерантная страна, препятствует борьбе с дискриминацией и системным расизмом в голландской полиции.
«Нам нравится говорить, что мы толерантны, — говорит один голландец суринамского происхождения. — Мы празднуем эту толерантность, но толерантность по своей сути означает принятие того, что тебе не нравится, и именно так мы [небелые нидерландцы] себя и чувствуем: нам не рады, нас только терпят».
Согласно докладу Статистического бюро Нидерландов, у людей неевропейского происхождения в среднем меньше площадь жилья, ниже уровень образования и доходов, а также больше проблем со здоровьем.
«К мигрантам с самого начала относятся как к гражданам второго сорта, — объясняет Пепейн Брандон, профессор глобальной экономической и социальной истории в Свободном университете Амстердама. — Это означает неравное стартовое положение. А расизм как оправдание рабства хорошо заметен и сегодня».
«Золотой век»
«Нидерланды — одно из европейских обществ, имеющих самые прямые и обширные связи с рабством», — считает профессор Брандон.
В период с XVII по XIX век голландские купцы продали в рабство более 600 тысяч человек из Африки и Азии.
Порабощенных мужчин, женщин и детей заставляли работать на сахарных, кофейных и табачных плантациях, в шахтах и в качестве домашней прислуги. Они подвергались изощренному физическому, психологическому и сексуализированному насилию.
Доходы от этого труда обогащали Королевство Нидерланды и способствовали наступлению «Золотого века» — периода экономического процветания в XVII веке, когда Нидерланды добились огромного прогресса в науке и культуре.
На пике своего могущества Объединенные провинции, ныне Нидерланды, владели Суринамом, Кюрасао, землями в Южной Африке и Индонезии. Голландская Вест-Индская компания и Голландская Ост-Индская компания в то время стали главными источниками национального богатства.
Официально в Суринаме и колониях Нидерландов рабство отменили 1 июля 1863 года, но реально эта практика прекратилась только в 1873 году после десятилетнего «переходного периода».