Реставрировать / снести / покрасить: что делать с памятником Пушкину в Тбилиси - SOVA
обществополитика

Реставрировать / снести / покрасить: что делать с памятником Пушкину в Тбилиси

«Невежество и равнодушие» – так оценили искусствоведы реставрацию памятника русскому поэту Александру Пушкину в центре Тбилиси. В ходе обновления бюста, установленного еще в 1892 году, городские власти закрасили пьедестал. Еще одним поводом для споров вокруг памятника стал украинский «Пушкинопад» – после начала российского вторжения по всей Украине стали сносить памятники Пушкину. Многие в Грузии также задались вопросом: «А почему вообще в центре Тбилиси стоит бюст русского поэта?».

Реновация или акт вандализма

14 декабря мэр Тбилиси Каха Каладзе сообщил о завершении реабилитации Пушкинского сквера в самом центре столицы.

«Отремонтированы пешеходные дорожки, восстановлено наружное освещение и установлена ​​система видеонаблюдения. Проведены все необходимые мероприятия по озеленению», — сказал мэр, упомянув, что реабилитация обошлась в 1,4 млн лари (порядка 500 тысяч долларов).

Однако мэр Каладзе забыл упомянуть о реабилитации одного из самых старых памятников столицы – бюста Пушкина. О новом внешнем виде монумента стало известно 15 декабря. В частности, у бюста был закрашен масляной краской постамент. Была изменена надпись с инициалами поэта, а рядом с надписью на русском появилась и на грузинском. При этом, очевидно, с целью экономии места, были выбраны шрифты разного размера.

058a0000 0aff 0242 47ed 08dadf4173fd w1597 n r0 st s общество featured, Александр Пушкин, Грузия-Россия

Памятник Пушкину после реставрации. Mzia Saganelidze / RFE/RL

320265232 582000423650229 3569185501350629359 n общество featured, Александр Пушкин, Грузия-Россия

А так памятник выглядел до реставрации

Новый внешний вид скульптуры вызвал бурные обсуждения в грузинском сегменте интернета, а специалисты заявили, что реставраторы проявили «невежество и равнодушие». Искусствовед Эка Кикнадзе сказала SOVA, что на лицо – акт вандализма, вызванный невежеством и бескультурьем, ставшим трендом в Грузии.

«Ситуация с пьедесталом Пушкина наглядно демонстрирует самые большие проблемы, с которыми сталкивается культурное наследие в Грузии. Охраной памятников в стране занимаются некомпетентные чиновники, которые не только не разбираются в вопросах реставрации, но зачастую даже не знают, что имеют дело с культурным наследием. Так произошло в случае со старым бюстом, установленным в Тбилиси, то же самое происходит с монастырским комплексом Гелати или Национальным музеем Грузии».

По мнению архитектора Ираклия Жвания, история с постаментом бюста Пушкина – симптоматичное явление для современной Грузии.

«В структуре управления Тбилиси нет органа, который бы хоть как-то контролировал профессиональные и эстетические аспекты вмешательств на разных уровнях в город. Бюро архитектуры занимается только рассмотрением разрешений на строительство на основании сухих и технических законов. Архитектурные, градостроительные и художественные аспекты проектов строительства и реконструкции практически вообще не оцениваются и доверяются личному вкусу нескольких человек».

Жвания отмечает, что в Тбилиси нет каких-либо устоявшихся стандартов или руководств по сохранению внешнего вида города, городскому планированию общественных пространств и реабилитационным работам.

«В каждом городе есть четкая инструкция по тротуарам, в которой описывается материал покрытия, цвет, типы фонарных столбов, размеры остановок в зависимости от ширины тротуара, стандарт рекламных вывесок и многие другие подробности».

После критики в адрес мэрии и реставраторов уже к вечеру 16 декабря с памятника исчезли все надписи, а 17 числа рабочие стали удалять с постамента и краску. К 20 декабря им удалось снять слой краски и вернуть монументу первоначальный вид. А еще спустя два дня на постаменте появилась старая надпись.

320766805 1442725409467786 1382736304844410039 n общество featured, Александр Пушкин, Грузия-Россия

Фото: Ia Barateli / Facebook

Нужен ли бюст Пушкина в Тбилиси

На фоне обсуждения внешнего вида памятника Пушкину у многих в Грузии возник вопрос: «А почему вообще в центре Тбилиси стоит бюст русского поэта?».

В Украине люди стали задавать такие вопросы сразу после начала российского вторжения 24 февраля. В конце марта бюст Пушкина в закарпатском городе Мукачево был окрашен неизвестными в цвета украинского флага, а через неделю его и вовсе снесли. После этого снос многих памятников стали называть «пушкинопадом» по аналогии «ленинопада» – массовым сносом памятников Ленину после «Евромайдана» 2014 года.

По мнению теолога Беки Миндиашвили, памятники Пушкину и другим русским поэтам и писателями появились в Грузии только потому, что она была покорена сначала Россией, а затем – российской коммунистической империей.

«Это – символы завоевания. Их не ставили из-за особой любви грузин к произведениям Пушкина или Маяковского. В Грузии нет памятников Данте, Гёте, Вийону, Рильке или Эзре Паунду, потому что Грузия не была завоевана странами этих поэтов».

Тем не менее, теолог считает, что реконструированный пьедестал позорен и свидетельствует о полном бескультурье тех, кто его реставрировал.

По словам политолога и основателя Центра Чавчавадзе Зазы Бибилашвили, в любую эпоху памятники имеют большое политическое и общественное назначение. Он не просто отражают историю, памятники – это своего рода заявление, видение того, с какими ценностями и куда мы идем как общество. Иногда скульптуры и монументы отражают то, в чьих руках власть. Именно поэтому Россия, по его мнению, столь резко отреагировала на снос советских памятников в странах Центральной и Восточной Европы.

«Посредством их сноса происходила делегитимация российского исторического нарратива. Десятилетняя пропаганда и усилия брошены в воду».

«Если посмотреть с этой точки зрения на бюст Пушкина в центре Тбилиси, то естественно возникают вопросы: Что он отражает? Какое настроение создает? Какие эмоции вызывает? О чем это нам говорит? Начнем с того, что памятник Пушкину стоит в Тбилиси только потому, что Грузия была завоевана Российской империей. Если бы это было не так, то почему в Тбилиси не было памятников Гёте, Байрону, Дюма или Гамсуну? По какому еще принципу был избран Пушкин?».

По словам Бибилашвили, по задумке, памятник Александру Сергеевичу – это символ российско-грузинского «братства». При его виде должна возникать мысль: возможно, правительства не смогли о чем-то договориться, но наши народы всегда были рядом. Памятник Пушкину подкрепляет уже дискредитированный миф о двух Россиях – будто, российская власть может и плохая, но есть и другая, гуманная и цивилизованная Россия, Россия «Пушкина и Достоевского».

«Памятник Пушкину, как и статуя Лермонтова, стоящая у слияния рек Мтквари и Арагви, служит созданию настроения, что русские на самом деле любят грузин («они здесь жили», «они писали о нас стихи!»), а также воспитанию такого грузина, который всегда будет петь, ожидая похвалы от русского, танцевать, печь хачапури, но никогда не сможет сформироваться в уважающего себя гражданина, который создаст сильное, успешное государство».

Бибилашвили подчеркивает: символы играют свою роль в формировании мышления, общественных и политических установок.

«Пока в центре Тбилиси стоит памятник Пушкину, будет коллективный «грузин» (а не «картвел» – прошу различайте!). Поэтому в XXI веке, когда имперская Россия по-прежнему является актуальной проблемой для мира и, в частности, для Грузии, когда в братской Украине идет варварская война, из-за которой наши украинские братья запустили «пушкинопад», я считаю, что место памятника Пушкину – в Историческом музее».

Пушкин в Грузии

Александр Пушкин посещал Грузию дважды. «Мгновенный переход от грозного Кавказа к миловидной Грузии восхитителен. Воздух юга вдруг начинает повевать на путешественника. <…> Здесь начинается Грузия. Светлые долины, орошаемые веселой Арагвою, сменили мрачные ущелия и грозный Терек. Вместо голых утесов я видел около себя зеленые горы и плодоносные деревья», – делится поэт первыми впечатлениями от Грузии в своих путевых записках «Путешествие в Арзрум» во время похода 1829 года.

В Тифлис Пушкин прибыл 26 мая 1829 года. В городе он пробыл две недели, оставив зарисовки местной жизни. Особенно он хвалил кахетинские вина и серные бани: «Отроду не встречал я ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань».

Но, как отмечал в свое время грузинский поэт Георгий Леонидзе, в путевых заметках Пушкин совершенно не проявляет интереса к политической, экономической и общественной жизни Грузии и Кавказа.

«За две недели в Тбилиси он ни слова не говорил о грузинской культуре, грузинской письменности в Тбилиси, где тогда жил Александр Чавчавадзе, Григол Орбелиани, Соломон Додашвили, Александр Орбелиани».

На обратном пути из Арзрума Пушкин также провел в Тифлисе несколько дней «в любезном и веселом обществе». Посетил поэт и гору Мтацминда – место захоронения Александра Грибоедова, дружбой с которым очень дорожил.

Бюст Пушкину был открыт в Тбилиси в 1892 году – к 55-летней годовщине со дня смерти русского поэта. Недалеко от того места, где он останавливался в свой первый приезд. Инициатором установления памятника выступил тифлисский полицеймейстер Россинский. На установку бюста был организован сбор средств.

320245628 552177956427114 5655564358465220540 n общество featured, Александр Пушкин, Грузия-Россия

Отливка из бронзы была выполнена на заводе Верфеля в Петербурге – одном из ведущих предприятий Российской империи по изготовлению художественной бронзы. Пьедестал из камня изготовлен в тифлисской мастерской Винченцо Пиладжи. Тифлис стал пятым городом Российской империи, где был установлен памятник Пушкину.

«Сооружение памятника Пушкину напомнило грузинским деятелям об их гордости Шота Руставели», — писал поэт Иосиф Гришашвили, приводя в качестве аргумента  текст из газеты «Иверия» Ильи Чавчавадзе:

«Прошлым летом был установлен памятник выдающемуся русскому поэту Пушкину, и теперь грузинскому обществу нужно задуматься о возведении памятника Шота Руставели».

Впрочем, разрешение на установку памятника великому Руставели было получено только спустя полвека – в 1942 году.

Помимо Пушкина в Тбилиси есть памятники таким русским писателям и поэтам, как Александр Грибоедов, Максим Горький и Владимир Маяковский.