Президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал армян Карабаха принять гражданство Азербайджана или уехать хоть на «грузовиках миротворцев». Он отрицал, что Азербайджан блокирует фактически единственную дорогу, связывающую армянских жителей Карабаха с Арменией, и говорил, что у граждан Азербайджана есть все права.
Обширное интервью с президентом Алиевым на этой неделе опубликовали государственные информагентства Азербайджана.
Группа людей, называющих себя «экоактивистами» вот уже месяц блокирует дорогу, ведущую из Ханкенди (Степанакерта), главного города Нагорного Карабаха, в Армению через Лачинский коридор.
Они находятся там круглосуточно, а их требование — впустить азербайджанских чиновников к рудникам на территории Карабаха, которую контролируют местные армяне.
В том, что это настоящие активисты, стали сомневаться в первые же дни, так как среди них узнали госслужащих, а возводить палатки им помогали сотрудники министерства по чрезвычайным ситуациям. Мало кто сомневается в том, что за «экоактивистами» стоят азербайджанские власти, которые обычно подавляют любые стихийные гражданские акции.
- Нагорный Карабах: армяне в продовольственной блокаде?
- Азербайджанские «активисты» блокируют дорогу из Карабаха в Армению. Одновременно в Карабахе пропал газ
Выбор или ультиматум?
«Я говорил и хочу сказать еще раз, что будут созданы условия для тех, кто хочет жить там [в Нагорном Карабахе] под флагом Азербайджана. Как и у граждан Азербайджана, их права и безопасность будут обеспечены», — пообещал президент.
Алиев далее подчеркнул, что не будь сепаратистского движения в Карабахе, армяне горного анклава жили бы в лучших условиях, чем те, в которых они живут сейчас.
Он не скрывал, каким видит выбор для армян Карабаха. «Кто не хочет стать нашим гражданином, дорога не закрыта, открыта, — сказал он. — Они могут уехать. Могут ехать сами, им никто не будет мешать, а могут ехать под тентом грузовиков [российских] миротворцев, а могут ехать на автобусе. Дорога [в Армению] открыта».
По трехстороннему соглашению, подписанному лидерами Азербайджана, Армении и России после войны осенью 2020 года, в Карабахе размещен российский миротворческий контингент.
2000 российских военных находятся между армянским населением Карабаха и азербайджанскими войсками. Алиев в интервью отметил, что срок мандата российских миротворцев истечет в 2025 году (правда, он может быть продлен при согласии Азербайджана). Он также сказал, что Азербайджан не блокирует единственную дорогу, связывающую Карабах с Арменией.
Протесты «экологов» и веерные отключения в Карабахе
Уже месяц азербайджанские гражданские лица и работники госслужб, называющие себя экоактивистами, проводят перманентную акцию протеста, обеспеченную палатками и едой, на единственной дороге, между Карабахом и Арменией.
При этом официальные лица в Азербайджане говорят, что дорогу блокируют вовсе не активисты, а не пускающие их в Карабах российские миротворцы.
«Экоактивисты» требуют допустить азербайджанских специалистов и чиновников к мониторингу добычи минеральных руд, в том числе и золота, в Карабахе.
Многие в соцсетях успели заметить на некоторых из протестующих меховые шубы (что определенно противоречит борьбе за охрану природы). Также среди активистов нашлись работники госструктур, а палатки им помогали возводить сотрудники министерства по чрезвычайным ситуациям.
Это редкий для Азербайджана случай, когда власть сама помогает в организации пикета. Напротив, в стране полиция быстро разгоняет акции, идущие вразрез с линией властей. Карабахский конфликт — одна из немногих тем, по которой позиции населения и власти совпадают.
В Армении считают, что протесты «экоактивистов» всего лишь прикрытие для давления на армян Карабаха, чтобы заставить их принять суверенитет Азербайджана над регионом или покинуть территорию.
- «Врагу — ненависть, ненависть, ненависть». Чем «культ победы» оборачивается для азербайджанских школьников
- Победителей забыли? Что толкает на самоубийство ветеранов Карабахской войны
Что происходит в Армении и Карабахе
В Армении заявления Алиева не остались незамеченными, их цитируют местные СМИ.
Из Карабахе тем временем сообщают о веерных отключениях электроэнергии из-за невозможности организации аварийно-восстановительных работ. Из-за нехватки продовольствия вводятся талоны на продукты питания.
«Магазины пустые по всему городу, невозможно найти фрукты или овощи; то же самое с простыми лекарствами. Все закончилось» — так описывал Би-би-си ситуацию в Карабахе местный житель Марут Ванян. Он рассказал как недавно встретился в больнице с молодой мамой, которой пришлось разламывать таблетки для взрослых на мелкие кусочки, чтобы лечить больного ребенка: в больнице кончились препараты для детей.
Многие армяне считают, что Азербайджан пытается выжить армян из Карабаха.
Об этом говорил и премьер-министр Армении Никол Пашинян на вчерашней пресс-конференции, вновь затронув вопрос статуса Карабаха и посетовав, что Азербайджан не желает давать какой-либо автономии Карабаху.
«В нашем понимании эта модель [без какого-либо статуса], азербайджанцы хотят сделать так, чтобы живущие в Нагорном Карабахе армяне оттуда уехали, а они получили Карабах без армян», — сказал он.
Пашинян подробно рассказал о переговорах по делимитации границ, а также попытался объяснить, почему спустя два с лишним года после войны между Арменией и Азербайджаном не подписан мирный договор.
Где пройдет граница?
Война в Карабахе шла осенью 2020 года и продлилась 44 дня. Армянская сторона проиграла, потеряв находившиеся под контролем армянских сил азербайджанские территории вокруг Карабаха и некоторые районы бывшей советской Нагорно Карабахской автономной области, включая город Шуша, который оба народа считают исторически важным для себя.
Затем начались переговоры, один из важных пунктов которого — делимитация границ между Азербайджаном и Арменией. Но по этому вопросу стороны не пришли еще к консенсусу, и мирный договор до сих пор не подписан.
В ответ на вопрос журналиста Би-би-си Алексея Манвеляна, почему он не подписан, премьер Армении Никол Пашинян сказал, что стороны не доверяют друг другу.
«После подписания, во время процесса делимитации и демаркации [Азербайджан] может выдвинуть новые территориальные требования, например, может сказать, что Сюник (область в Армении, которую в Азербайджане называют Зангезуром, отделяет Азербайджан от Нахичевани — прим. Би-би-си) или любая другая территория не относится к понятию территориальной целостности Армении, — ответил премьер. — Азербайджан в свою очередь опасается, что Армения, получив письменные гарантии признания… своей территории, решив эту тему и отложив ее в сторону, начнет действия и процессы против его государственности и территориальной целостности».
По его словам, нет взаимного доверия, потому что каждая сторона думает, что другая хочет мира, но за счет интересов, государственности и суверенитета соседа, и «это — фундаментальная проблема».
«Мы опасаемся, что они хотят уничтожить нашу государственность, они же опасаются, что мы пока не можем этого сделать, но тянем время, чтобы накопить силы для уничтожения их государственности», — сказал Пашинян, отвечая на вопрос Би-би-си.
Президент Азербайджана Алиев в упомянутом интервью действительно говорил, что армянская сторона тянет время с подписанием мирного договора и с демаркацией границы. Он добавил, что надеялся, что мирный договор будет подписан к концу 2022 года и начнется процесс демаркации границы, но этого не произошло.
«Если они не заинтересованы, то и нам этого не нужно. Это значит, что граница пройдет там, где мы считаем, она должна пройти», — сказал Алиев.
Нагорный Карабах: война без конца
Документальный фильм Би-би-си