Парламентская фракция «Патриоты Грузии» (партия «Альянс патриотов) выступила с инициативой о введении уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих. Депутат Эмзар Квициани предлагает коллегам внести в законодательство страны соответствующие изменения. По его мнению, наказуемым должно стать публичное выражение ненависти в отношении религиозных святынь, религиозных организаций, священнослужителей и верующих и/или публикация и демонстрация таких материалов, которые ставят целью оскорбление чувств верующих. За нарушение закона предусматривается как штраф, так и наказание в виде лишения свободы.
Парламентский комитет по правам человека саму идею наказывать за нанесение обиды верующим уже поддержал. Принято решение, что законопроект будет разработан специально созданной рабочей группой. Впрочем, инициатива «Патриотов Грузи» вызвала неоднозначную реакцию в Грузии. Одни эту идею активно поддерживают, другие считают ее крайне опасной.
«В пояснении [к законопроекту] говорится, что государство обязано защитить религиозные чувства. Следует учесть, что ни Конституция Грузии, ни какая-либо международная конвенция не признают такого права или соответствующих обязательств. Защита религиозных чувств не подразумевается и 9-й статьей Европейской конвенции по правам человека, которая защищает свободу религии. Поэтому у государства нет каких-либо обязательств устанавливать подобные регуляции, особенно в условиях, когда это понятие довольно размыто и субъективно».
Совместное заявоение неправительственных организаций:
«Демократическая инициатива Грузии» (GDI)
Фонд развития СМИ (MDF)
«Движение за равенство»
Институт демократии и безопасного развития (IDSD)
Transparency International – Georgia
«Альянс Черного и Балтийского моря – Грузия»
«42-я статья Конституции»
«Ассоциация реформ Грузии» (GRASS)
«Справедливые выборы и международное общество демократии» (ISFED)
«Институт толерантности и многообразия» (TDI)
«Как всегда делала Россия, то же самое сейчас делают неправительственные организации, чтобы мы не принимали свои законы, чтобы помешать нам. Они путают [понятия] о свободе выражения и об оскорблении и клевете. Почему так происходит? Чтобы управлять нами, как им захочется. Огонь сходит только и только на Патриарха. Это единственный знак, которому наши враги не нашли никакого объяснения».
Эмзар Квициани, депутат, фракция «Патриоты Грузии»
«Если парламент примет такой законопроект, это будет серьезным шагом назад. Это будет позором, если сегодня, в XXI веке, страна примет закон об оскорблении религиозных чувств. Это будет огромным грузом для нашей незрелой демократии, будет, в первую очередь, ударом по свободе слова, свободе выражения. Это будут наручники для СМИ, это инструмент, который любая институация, обладающая властью, будет использовать против нежелательных субъектов».
Русудан Гоциридзе, епископ Евангельской Баптистской церкви в Грузии
«Кажется, у нас даже нет закона о религиозных чувствах, но если мы идем к Европе и выбрали европейский путь, то мы можем… к примеру, во многих европейских странах в связи с оскорблением религиозных чувств возбуждают не административные, а уголовные дела. Если мы хотим идти по этому пути, давайте тогда будем европейцами, а если нет – то мы должны заявить, что можем делать все что угодно».
Александр Гвалдава, священнослужитель ГПЦ
«Оскорбление религиозных чувств – очень субъективный вопрос. Серьезной проблемой может быть то, что сама религиозная догматика может оказаться для кого-то оскорбительной. Кто-то считает корову священным животным, и если мы используем ее в жертвоприношении, это может оскорбить его чувства. В мусульманской догматике нельзя есть свинину. Сосед мусульманина может зарезать свинью, и это тоже может оскорбить религиозные чувства. Если этот законопроект должен защитить духовных лиц от какой-либо критики, думаю, это серьезный вызов и недемократический подход. <…> Принятие законопроекта, вероятно, входит в интересы Патриархии, Православной церкви».
Тариэл Накаидзе, председатель Союза грузинских мусульман
«Необходимо, чтобы общество дискутировало на эту тему. Необходимо прийти к общему решению. С одной стороны, недопустимо ограничение свободы выражения. Этого допускать нельзя, и Патриархия это хорошо понимает. С другой стороны, религиозные чувства часто оскорбляются. Патриархия считает, что и оскорблять религиозные чувства другого человека – недопустимо. Это касается не только православия, но и всех конфессий».
Георгий Звиададзе, священнослужитель ГПЦ
«Это будет одним из самых постыдных решений, если парламент поддержит его. Надеюсь, что такого не произойдет. Это – аффирмация средневекового обскурантизма. Это особенно невообразимо с точки зрения религиозной перспективы, с точки зрения взглядов монотеистических религий – христианства, ислама, иудаизма. Создателя христианской религии Иисуса Христа распяли за оскорбление религиозных чувств, Мухаммед всю жизнь преследовался из-за обвинений в оскорблении религиозных чувств, в лоне иудаизма подверглись пыткам и были убиты многие великие раввины тоже из-за оскорбления религиозных чувств».
Малхаз Сонгулашвили, митрополит Евангельской Баптистской церкви в Грузии