577 голосов «за», 33 – «против» при 26-ти воздержавшихся. В принятой Европарламентом резолюции депутаты выразили «сильную обеспокоенность ухудшением состояния здоровья бывшего президента Михаила Саакашвили и неадекватной реакцией властей Грузии».
В Страсбурге отмечают, что дело Саакашвили – «лакмусовая бумажка приверженности правительства Грузии европейским ценностям и заявленным европейским устремлениям, включая приверженность правительства Грузии получения статуса кандидата в члены ЕС».
В документе также говорится, что отсутствие прогресса в улучшении состояния здоровья Саакашвили может нанести существенный ущерб репутации Грузии и затруднит ее перспективы на членство в ЕС. Депутаты Европарламента напоминают властям в Тбилиси, что те несут ответственность за здоровье и благополучие бывшего президента, предоставление ему надлежащего лечения и уважение его основных прав и личного достоинства в соответствии с Конституцией Грузии и международными обязательствами.
Один из адресатов – президент Саломе Зурабишвили. Ее просят «использовать предоставленные Конституцией полномочия» для освобождения Саакашвили. Т. е. помиловать заключенного.
В Европарламенте обращают внимание и на «фундаментальную роль» олигарха Бидзины Иванишвили, которую тот сыграл в аресте экс-президента в рамках «личной вендетты». Поэтому Страсбург еще раз призывает Европейский совет и демократических партнеров обсудить вопрос введения против Иванишвили санкций. Соответствующую поправку поддержали 362 депутата, против выступил 121.
Позже в эфире телеканала Mtavari Arkhi один из инициаторов резолюции, европарламентарий Андрюс Кубилюс заявил: если «Грузинская мечта» продолжит так же относиться к ситуации вокруг Саакашвили, станет очевидным, что Тбилиси не выполняет рекомендаций Брюсселя, а это повлияет на дальнейшую евроинтеграцию страны.
«У нас есть послание для правительства Грузии, для «Грузинской мечты», мы очень четко говорим, что вы не получите статус, если не будете играть по нашим правилам», — сказал Кубилюс.
В начале февраля Тбилисский городской суд отклонил ходатайство адвокатов Саакашвили об отсрочке приговора или освобождении экс-президента от наказания в связи с ухудшением его здоровья. Вскоре после этого несколько депутатов Европарламента выступили с совместным заявлением, в котором призвали власти Грузии и грузинский народ проявить уважение к человеческому достоинству и спасти Саакашвили жизнь, чтобы «избежать трагедии, которая подорвет европейские устремления Грузии».
Стоит отметить, что в июне 2022 года Европарламент утвердил резолюцию о «Нарушениях свободы СМИ и безопасности журналистов в Грузии», в которой также говорилось о «деструктивной роли олигарха Бидзины Иванишвили в политике и экономике Грузии, его контроле над правительством и его решениями, в том числе по политически мотивированным преследованиям журналистов и политических оппонентов». Грузинские власти тогда назвали документ «оскорбительным».
А 14 декабря 2022 года Европарламент принял резолюцию по выполнению Грузией положений Соглашения об ассоциации с ЕС. В ней уже прозвучали призывы освободить Саакашвили и рекомендации ввести санкции против Иванишвили.
«Заседание в духе Верховного Совета СССР»
В «Грузинской мечте» очередную резолюцию Страсбурга ожидаемо раскритиковали. Представители правящей партии заявили, что документ не имеет никакой ценности и указали на «системные проблемы Европарламента».
Лидер «Мечты» Ираклий Кобахидзе, к примеру, заявил, что грузинское общество уже привыкло к абсурдным записям в европейских резолюциях. При этом попытался сделать вид, что его критика направлена именно против Страсбурга, а не в целом ЕС, дескать, впоследствии ни Еврокомиссия, ни Европейский совет не разделяют «этих абсурдных записей». Напомнив, что так было в двух предыдущих случаях, Кобахидзе пообещал: «Так будет и в этот раз, мы уверены».
В эфире телекомпании «Рустави-2» председатель «Грузинской мечты» сравнил голосование в Страсбурге с заседаниями Верховного Совета СССР. По словам Кобахидзе, депутаты Европарламента, инициировавшие поправки в резолюцию, прекрасно понимают существующую действительность, но сознательно защищают конкретных преступников в силу политических интересов. Он также раскритиковал «одного из одиозных европарламентариев» Андрюса Кубилюса. Кобахидзе уверен: Кубилюс разговаривает с грузинскими властями не от имени Евросоюза или «Европейской народной партии», а от имени «партии глобальной войны», у которой есть сильное влияние в Европарламенте.
Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили назвал резолюцию Страсбурга источником дезинформации и примером нападок на Грузию. Он также отметил, что документ содержит множество неточностей. В частности, по его словам, одна из них касается причины ареста Саакашвили.
«Есть группа европейских политиков, которые пытаются всячески навредить Грузии, чтобы освободить Саакашвили. В этой резолюции слишком много фактических ошибок. Например, говоря о том, что Саакашвили находится в тюрьме только за превышение полномочий. В случае с Гелашвили его осудили на 6 лет за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью. Они говорят о превышении полномочий, потому что хотят показать обществу, что это могут быть и политически мотивированные преступления. Но что они делают с фактом причинения ущерба здоровью людей, который мы видели? Разве сам Европейский суд не говорил в деле Гиргвлиани о личной причастности Саакашвили? Есть и другие ошибки», — заявил Папуашвили в эфире Общественного вещателя Аджарии.
По словам генсека правящей «Грузинской мечты» Кахи Каладзе, резолюция не может иметь ценности, пока в ней говорится о «прямом покровительстве преступника его лоббистами» и о том, что меценат и благотворитель должен попасть под санкции. Он также отметил, что считает недопустимым со стороны депутатов Европарламента говорить с Грузией на «языке шантажа».
«Нам дали план из 12 пунктов, наше правительство делает все, чтобы выполнить их и получить статус. А что происходит в это время? Выходит некий Кубилюс и сообщает нам, что, если Саакашвили, который является преступником в полном смысле этого слова, и Страсбург это подтвердил, не будет освобожден, страна не получит статус. Я спрашиваю у населения нашей страны, у которого есть стремление к евроинтеграции: приемлемо ли такое отношение, такие подходы? Есть ли у нас чувство собственного достоинства? Если с нами и с правительством, представляющим большинство населения, говорят на языке шантажа, допустимо ли это? Эти решения, эти абсурдные, оскорбительные высказывания, конечно, все портят».
Георгий Мелашвили, основатель Европейско-грузинского института (EGI) отмечает, что главная проблема, которую поднимают в резолюции, это не сам арест Саакашвили, как пытаются выдать в «Грузинской мечте», а негуманное отношение к нему – то, что ему оказывается недостаточная медицинская помощь, то, что клиника полностью истратила свой ресурс и что сейчас Саакашвили фактически медленно убивают.
«Каким бы «плохим» человеком ни был Саакашвили, какие бы серьезные проблемы он ни создавал, он является, во-первых, человеком, а во-вторых, человеком с довольно известной репутацией. Соответственно, то, что с ним происходит, будет иметь прямое влияние на процесс евроинтеграции Грузии. Если бы правящая «Грузинская мечта» смогла создать честные условия для грузинского суда, к которому либо не было бы вопросов, либо они были бы минимальными, то, разумеется, это был бы большой шаг на пути евроинтеграции. Но поскольку они не только не создали условия для честного суда, но и продолжают негуманное обращение с заключенным, то это в первую очередь создает очень плохую репутацию Грузии».
Другие факторы, ставящие под удар имидж страны, по словам Мелашвили, – это непонятная коммуникация с Украиной и словесные атаки на представителей дипломатического корпуса ЕС и США.
Эксперт говорит, что действия правящей партии довольно понятны, если рассматривать их с электоральной точки зрения. Поскольку «Грузинская мечта» полностью зависима от радикального пула избирателей, которые ненавидят Саакашвили.
«Правящая партия всегда была подчинена только одной задаче: как можно дольше остаться у власти. Главная проблема – это любые независимые структуры (НПО, медиа). <…> Они прекрасно понимают, что прозападный электорат, который поддерживает евроинтеграцию, вряд ли будет голосовать за «Грузинскую мечту». Соответственно, этот электорат нужно изолировать, либо добиться того, чтобы он был деморализован и более не мог участвовать в политической жизни. То есть, вот эти все действия, которые мы наблюдаем, в том числе попытку принять закон об иноагентах, служат тому, чтобы максимально изолировать тот электорат, который против «Грузинской мечты».
При этом, эксперт отмечает, что нарратив правящей партии о том, что резолюция предложена Европейскими консерваторами и Европейской народной партией, которые якобы являются лоббистами Саакашвили, а у остальных партий в Страсбурге документ не нашел поддержки, является абсурдным.
«Эту резолюцию поддержали все фракции – и Европейская народная партия и социалисты, и либералы, и консерваторы. Единственные, кто не поддержал резолюцию, – это ультраправые и ультралевые, а если покопаться в их биографиях, то там везде можно найти российский след. То есть, мы имеем практически полный консенсус среди основных европейских политических партий во взглядах на ситуацию вокруг Саакашвили».