ЧВК «Вагнер» вывозила из колоний на войну в Украине уже помилованных президентом России Владимиром Путиным заключенных. Это подтверждают документы, обнаруженные независимым журналистом Андреем Захаровым (в России признан «иностранным агентом»).
«Есть такая полицейская база — ИБД-Ф. В нее вносится информация о том, какие преступления совершил человек, когда был осужден, где отбывал наказание и когда освободился. Я попросил человека, имеющего доступ к ИБД-Ф, проверить пару зэков, которые засветились на видео с Пригожиным как пример социального лифта «Вагнера»: позавчера в тюрьме — вчера на фронте — сегодня свободен. Один — убийца, другой, говоря дореволюционным языком, — разбойник», — рассказал Захаров в своем телеграм-канале.
Он опубликовал скриншоты документов «разбойника» и «убийцы» без указания имен бывших заключенных. У обоих стоит пометка: «Освобожден от дальнейшего отбывания наказания на основании указа президента «О помиловании». Судимость снята. Русской службе Би-би-си удалось подтвердить достоверность этих документов.
На обоих документах стоит дата президентского указа 6 июля 2022 года. Опубликован он не был. То есть завербованные ЧВК «Вагнер» заключенные воевали в Украине уже юридически свободными людьми со снятой судимостью — как и предполагала Би-би-си, это была единственная возможность документально оформить их отправку из колоний на фронт.
Людей вывозили на основании одного и того же указа Путина о помиловании в разные дни. В одном документе дата освобождения заключенного совпадает с датой указа 6 июля — в этот день, вероятно, была отправлена на фронт первая партия людей. Второй заключенный был освобожден по тому же указу, но уже 21 июля — вероятно, из другой колонии.
- «Из них такое поперло, что никто не ожидал». Как заключенные реагируют на призывы вступить в «ЧВК Вагнера»
- «Тот, кто нам тело отдаст, по-любому будет виновный». История жизни и смерти Евгения Нужина, забитого кувалдой
Формально документы о помиловании заключенным должны выдавать в колонии в момент освобождения. Но завербованные в ЧВК получают их не сразу, а лишь провоевав полгода. Именно этот срок прошел с 6 июля 2022 года до момента публикации прощания основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина с первыми «отработавшими» полугодовой контракт бывшими заключенными. Досрочно справки о помиловании представители ЧВК вручали в октябре лишь потерявшим конечности бывшим заключенным — на справках, которые были показаны на видео, стояла та же дата путинского указа — 6 июля.
«Один из тех, кого я попросил посмотреть, досрочно оказался на гражданке осенью, так как на войне ему оторвало ногу. Другой появился на видео пригожинских медиа в начале января — как раз спустя шесть месяцев после того, как Владимир Путин помиловал его за готовность пойти и убивать своих соседей ради целей, которые четко не может сформулировать даже тот, кто начал эту войну», — говорит Захаров.
Неизвестно, подписал ли Путин только один указ, или их было несколько. В феврале стало известно, что ЧВК Вагнер больше не вербует заключенных в колониях. Сам Евгений Пригожин активно критикует на видео это решение властей, отмечая, что подразделения ЧВК продолжают сокращаться — «те, кто еще не получил помилование, далее будут его получать и уходить от нас».
«В строгом соответствии с законом»
Официального объяснения процедуры, по которой людей из зоны с колючей проволокой отправляют в окопы на территорию другого государства и возвращают на родину живыми или мертвыми, российские власти до сих пор не давали. Ответов от Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) не могут добиться и родственники завербованных заключенных. Би-би-си отправляла службе подробный запрос с вопросами о вербовке заключенных, ответа на него не последовало.
При этом отправлять заключенных на войну законы России прямо запрещают.
Кремль ясности в сообщения о помиловании заключенных, уехавших в Украину, долгое время не вносил, ограничиваясь словами о том, что все соответствует закону. 27 января Би-би-си еще раз спросила пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова о том, как россияне, которые должны отбывать срок, оказываются на фронте, а некоторые впоследствии еще и получают награды из рук президента.
«Я не могу ничего говорить об указах. Вы знаете, что существуют открытые указы и указы с различными грифами секретности. Вот именно поэтому об указах я ничего не могу говорить. Но я действительно могу подтвердить, что вся процедура помилования в отношении заключенных осуществляется в строгом соответствии с российским законодательством», — сказал Песков в ответ на вопрос о том, сколько указов о помиловании подписал Владимир Путин.
Член Совета по правам человека при президенте России Ева Меркачева тогда интерпретировала слова пресс-секретаря Путина таким образом: «[Осужденные] к моменту вывоза из колонии были уже абсолютно свободными людьми. И это объясняет, почему ФСИН их легко отпускала и давала «пространные» ответы родным осужденных и правозащитникам». То есть, по мнению Меркачевой, Владимир Путин начал миловать заключенных еще летом — именно тогда первые партии осужденных попали на фронт.
Конституция России позволяет президенту помиловать кого угодно. Такие указы в прежние годы Путин издавал и публично, в том числе без какой-либо процедуры рассмотрения вопроса комиссиями о помиловании — достаточно вспомнить помилование украинской летчицы Надежды Савченко. В некоторых указах говорилось и о полном снятии судимости, то есть обещанный Пригожиным вариант теоретически действительно возможен.
При этом, как неоднократно признавал Верховный суд России, процедура президентского помилования «осуществляется за пределами правосудия» — она вообще не регулируется уголовным или уголовно-процессуальным законодательством. Даже если в указе о помиловании говорится не об одном, а о нескольких осужденных, он не считается нормативным правовым актом, содержит конфиденциальные сведения и потому не должен быть опубликован.
Как следует из решений Верховного суда, ни указы о помиловании, ни имена тех, кого помилует президент за согласие воевать в Украине, власти формально обнародовать не обязаны. На встрече 3 января Пригожин обещал раненым вагнеровцам, что «бумагу» о снятии судимости они получат через несколько дней после приезда домой, и «милиция» должна отнестись к ним «с уважением»: «Есть помилование, есть бумага, есть благодарность от главы республики и есть медаль за отвагу».
Подробно о массовой вербовке заключенных на войну Би-би-си писала здесь.
- LIVE: Последние новости в режиме реального времени
- ИНТЕРВЬЮ: Как Украина убеждает мир помогать ей оружием и противостоять России. Интервью Дмитрия Кулебы
- РАСЛЕДОВАНИЕ: Не изменил, но готовился. Как ФСБ во время войны массово обвиняет россиян в госизмене
- АНАЛИЗ: Украина и Запад заявляют о скором российском наступлении. Каким оно может быть?
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.