Аффилированные с «Грузинской мечтой» депутаты, ранее инициировавшие законопроект «О прозрачности иностранного влияния», заявили, что намерены внести на рассмотрение парламента полный аналог американской версии закона.
«Сила народа» предлагает на рассмотрение парламенту наряду с уже зарегистрированным законопроектом об иностранном влиянии альтернативный законопроект,— копирующий американский закон», заявил на брифинге представитель движения Дмитрий Хундадзе.
Грузинская версия закона об иноагентах была зарегистрирована бюро парламента и передана на рассмотрение юридического комитета 20 февраля. Вокруг проекта разгорелись жаркие споры, представители неправительственного сектора и ряда СМИ потребовали отказаться от «русского закона», инициативу осудили как грузинские оппозиционеры, так и западные политики, в том числе прибывшие в Грузию с визитом американские сенаторы Джин Шахин и Дик Дурбин. Критическое заявление последовало и со стороны Госдепа США. Примечательно, что изначально в «Силе народа» настаивали, что предложенный закон похож на американский.
В партии власти при этом заявляли, что предложенный «Силой народа» законопроект гораздо мягче американского и российского.
«Мы говорили, что если будут иметь место спекуляции по грузинскому, либеральному варианту, то мы представим альтернативный, чисто американский закон, исходя из этого «Сила народа» приняла решение инициировать новый, альтернативный законопроект «Об акте регистрации иностранного агента», это чисто американский аналог. Мы сделаем прямой перевод и инициируем закон, на это нам потребуется 1-2 дня», — сказал Хундадзе.
По следам Путинской России?! В Грузии протестуют против закона об иноагентах
Американский закон о регистрации иностранных агентов (FARA) был принят в 1938 году. В 1966 году «Акт о регистрации иностранных агентов» претерпел изменения. Его фокус тогда сместился с политической пропаганды в сторону политического лоббизма. Кроме того, после 1950-х годов, когда многим американцам повсюду виделись намеки на усиление коммунистического влияния в США, определение «иностранных агентов» в законе стало более узким. К ним теперь причислялись лица и организации, действующие только по прямому указу или желанию зарубежных властей или организаций. Кроме того, в спорных случаях американские власти должны были доказать, что целью предполагаемых «агентов» действительно было влияние на политику США. Это последнее условие привело к тому, что случаи наказания за нарушение FARA стали очень редкими.
Американский закон требует, чтобы иностранные агенты в США, представляющие интересы иностранных держав в «политическом или квазиполитическом качестве», раскрывали свои отношения с иностранным правительством и информацию о соответствующей деятельности и финансах. Согласно FARA, лицо может быть признано агентом иностранного принципала, если его деятельность финансируется или субсидируется из-за рубежа целиком или по большей части. При этом, организация, попадающая под определение «иностранного агента», может беспрепятственно выполнять свою работу после своевременной регистрации в министерстве юстиции. FARA не охватывает неполитический лоббизм, равно как и пропаганду в широком смысле. Распространение информации в коммерческих, культурных, научных и религиозных целях, а также привлечение пожертвований не предусматривают регистрации в качестве «иностранного агента».