Российские миллиардеры Михаил Фридман и Петр Авен готовы продать свои доли в Альфа-банке. Сумма сделки может составить 2,3 млдр долларов, об этом пишет Financial Times.
Собеседник Би-би-си, близкий к Фридману, подтвердил планы по продаже банка.
Альфа-банк — это крупнейший частный российский банк. Фридману и Авену принадлежит доля в 45%. Покупателем, по данным FT, станет Андрей Косогоров — давний деловой партнер Фридмана и Авена. Он подтвердил газете готовящуюся сделку. Сейчас долями Фридмана и Авена владеет компания, зарегистрированная на Кипре.
По данным FT, сделка будет завершена весной. Ее еще должны одобрить регуляторы, включая российский Центральный банк. Получение одобрения со стороны властей в разных юрисдикциях может оказаться достаточно сложным процессом, предупреждают собеседники газеты.
FT пишет, что банк продают явно со скидкой. До войны его номинальная стоимость составляла 10,6 млрд долларов.
Фридман и Авен после начала войны покинули Россию. Но тем не менее, оказались под санкциями ЕС и Великобритании. Сам банк находится под санкциями ЕС и США.
По данным FT, Фридман и Авен получили сигнал о том, что продажа банка поможет снять с них санкции. Они пытаются пока их оспорить в суде. Косогоров пока не находится в санкционных списках.
По словам одного из источников газеты, Фридман и Авен готовы на все, лишь бы с них были сняты санкции.
Для Альфа-банка сделка также может стать решением части проблем. Легче может стать хотя бы с управлением банком, ведь Фридман и Авен покинули Россию и живут в «недружественных» странах. Кроме того, банку станет легче получать государственное финансирование.
Скандал в оппозиции из-за писем в поддержку Фридмана
В четверг разразился скандал из-за писем российских оппозиционеров и журналистов в поддержку Фридмана, в которых авторы просили снять с миллиардера санкции.
Из-за этого скандала «взял паузу» на посту председатель правления международного фонда по борьбе с коррупцией ACF (внесен в реестр «иноагентов»; фонд ФБК в России признан экстремистской организацией и запрещен) Леонид Волков (внесен в реестр иноагентов в России), который также оказался в числе тех, кто заступился за миллиардера.
Объявив о «паузе» в публичной деятельности, Леонид Волков попросил прощения «у всех, чье доверие не оправдал» — у сторонников, коллег по руководящим органам ФБК и у Навального.
Это произошло, после того как бывший главред радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов опубликовал письмо Волкова, отправленное в октябре 2022 года на имя главы внешнеполитической службы ЕС Жозепа Борреля.
В этом письме Волков в качестве руководителя фонда (то есть от имени организации) призывает представителей ЕС провести «отдельное обсуждение санкций в отношении так называемых «олигархов», крупных предпринимателей, не входящих в состав правительства».
«Кейс корпорации «Альфа-групп», среди прочего, побудил нас написать это письмо и внести предложения по улучшению действующей политики Европейского Союза по санкциям в отношении физических лиц», — говорится в конце письма, за которым следует приложение с описанием заслуг и достижений Михаила Фридмана и его бизнес-партнеров Петра Авена, Алексея Кузьмичева и Германа Хана.
Изначально скандал в связи с просьбой Волкова снять санкции с руководителей Альфа-банка разгорелся из-за другого письма, которое также опубликовал Алексей Венедиктов.
Оно было направлено на имя Борреля и председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен в феврале за подписью по меньшей мере девяти российских оппозиционеров.
Авторы письма предлагали «внимательно изучить обоснованность введения и необходимость продления санкций» в отношении руководства «Альфа-групп». Они отмечали, что в российских бизнес-кругах компания всегда считалась «самой прозападной бизнес-структурой», а Михаил Фридман известен либеральными взглядами и был другом Бориса Немцова.
Среди подписантов, помимо Волкова, значились имена основателя телеканала»Дождь» (внесен в России в «иноагентов») Натальи Синдеевой (также признана «иноагентом»); сооснователя телеканала Веры Кричевской; публициста Альфреда Коха; журналиста Леонида Парфенова; публициста Владислава Иноземцева; политика Леонида Гозмана; журналиста Сергея Пархоменко и бизнесмена Евгения Чичваркина (последние трое также внесены в реестр «иноагентов»). Пархоменко и Чичваркин подтвердили подлинность письма.
Волков сначала заявил, что письмо, которое опубликовал Венедиктов, не подписывал, а его подпись была туда «вфотошоплена». Позже он уточнил: «Что касается февральского коллективного письма: повторю, что я не давал согласие на использование в нем своей подписи. Я был согласен подписать стейтмент для суда по санкциям в личном качестве (опять же, для создания прецедента), но не более того».
Сотни российских бизнесменов и олигархов попали под западные санкции еще в марте прошлого года, вскоре после начала российского вторжения в Украину, за финансовую или политическую поддержку Владимира Путина.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы:
Подпишитесь на нашу рассылку «Контекст»: она поможет вам разобраться в событиях.