27 минут назад
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Сегодня утром полицейские пришли с обысками по адресам сотрудников историко-просветительского общества «Мемориал», ликвидированного по решению российского суда. После этого стало известно, что против руководителя «Мемориала» Олега Орлова возбудили уголовное дело о повторной дискредитации российской армии. Вот что об этом известно к вечеру 21 марта.
Дискредитация армии постом в фейсбуке
Председателя совета «Мемориала» Олега Орлова обвинили в повторной дискредитации российской армии из-за поста в его фейсбуке.
Пост он опубликовал 14 ноября 2022 года, рассказала Би-би-си Наталья Секретарева, член совета и главный юрист незарегистрированного Центра защиты прав человека «Мемориал», созданного бывшими сотрудниками ликвидированного Правозащитного центра «Мемориал».
В посте Орлов разместил свой текст о России, который накануне опубликовало французское издание «Mediapart» — под заголовком «Им хотелось фашизма, они его получили». В тексте шла речь о «кровавой войне, развязанной режимом Путина в Украине». Орлов подписал его как сопредседатель совета Центра защиты прав человека «Мемориал» и отметил, что изложил свою личную авторскую позицию.
В декабре эксперты ГУВД по Москве проанализировали этот пост и пришли к выводу, что он содержит негативное отношение к Вооруженным силам РФ, рассказала Секретарева.
Сегодня у Орлова, как и у других его соратников из ликвидированного общества «Мемориал», прошел обыск. Во время обыска, по словам Секретаревой, у Орлова изъяли телефон, ноутбук, жесткие диски, несколько флешек, наклейки «Мемориала», значок «Нет войне!», книгу «Россия — Чечня: цепь ошибок и преступлений».
После этого уже в Следственном комитете России его допросили как подозреваемого, а затем предъявили ему обвинение по ч. 1 ст. 280.3 УК РФ (публичные действия, направленные на дискредитацию вооруженных сил).
Уголовная статья за дискредитацию «включается» только если в предыдущий год у обвиняемого уже были административки за то же самое. В марте и мае 2022 года Орлову присудили два штрафа за «дискредитацию»: 30 марта Тверской суд Москвы оштрафовал Орлова на 50 тыс рублей за плакат размером 40 на 40 см с надписью «Свихнувшийся Путин толкает мир к ядерной войне!»
В мае Тверской суд Москвы снова оштрафовал Орлова по той же статье за плакат, с которым он вышел к мавзолею Ленина на Красную площадь. Содержание плаката и размер штрафа в опубликованном тексте решения скрыты.
Чем закончились обыски?
Обыски с утра проходили у девяти бывших сотрудников «Мемориала», в том числе диссидентов и известных правозащитников: у Яна Рачинского, Олега Орлова, Никиты Петрова. У них изымали всю технику, а также вещи с логотипами «Мемориала» (например, календарь и медицинскую маску). Затем их привезли на допрос в Следственный комитет.
Также силовики с пилой и кувалдой пришли в здание «Мемориала» в Малом Каретном переулке, там тоже прошел обыск.
Ирину Островскую и Александру Поливанову после допроса отпустили в статусе свидетелей. Правда, когда Поливанова попросила копию протокола допроса, ей ответили: «Хотите стать подозреваемой? Тогда дадим копию». Об этом Александра рассказала сама, выйдя из здания СК.
Олег Орлов узнал о своем деле о дискредитации армии и был отпущен под подписку о невыезде, но сейчас находится на допросе по делу о реабилитации нацизма.
За что на «Мемориал» завели дело?
Из постановления об обыске следует, что к правозащитникам пришли в связи с делом о реабилитации нацизма (п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК РФ). А она заключается в том, что в их базе репрессированных — а сохранять память о них и есть одна из ключевых функций организации — есть три имени.
«Мемориал» давно преследуют российские власти: сначала общество признали иноагентом, потом — в 2021 году — ликвидировали его по решению суда. Хотя вклад «Мемориала» в сохранение памяти о репрессиях международно признан.
В декабре 2021 года — как раз когда шли суды по ликвидации общества — президент Путин на заседании совета по правам человека говорил, что в базе «Мемориала» как репрессированные значатся убивавшие евреев в Латвии люди. Историки сомневаются, что эти люди действительно виновны в убийствах. Но в любом случае, теперь в уголовном деле имена другие: Петр Долженков, Петр Двойных и Рудольф Наймиллер.
Все трое были осуждены по 58-й статье: той самой, про измену Родине и контрреволюционную деятельность, по которой в советское время посадили миллионы людей. Позже — после смерти Сталина и в перестройку — многие были реабилитированы. Но, как утверждает следствие, именно эти были военными преступниками и их включение в базу репрессированных — преступление.
В 2001 году прокуратура посмотрела на их дела и решила, что «в связи с характером преступления» Долженков и Двойных не подлежат реабилитации. Конкретные подробности этих дел «Мемориалу» не известны. Прокуратуре их дела доступны, а историкам и правозащитникам — нет. На одного из них — Петра Двойных — «Мемориал» запрашивал информацию в ФСБ в конце 2021-го года, однако не получил ответа.
«58-я статья — в целом политическая, там все подлежат реабилитации, кроме особых случаев. Но отловить все эти случаи получается далеко не всегда (и это далеко не всегда возможно)», — говорит историк, сотрудник «Мемориала» Сергей Бондаренко.
Третий человек, Рудольф Наймиллер, вероятнее всего, попал в базу как «спецпоселенец» — он был выслан из Одесской области по национальному признаку, как немец.
Значительно позже, в 1954-м, он был осужден за коллаборационизм во время нацистской оккупации Молдавии. «У нас пока нет полной картины, но с большой долей вероятности можно предположить, что два этих дела вообще не связаны между собой и то, что Наймиллер сотрудничал с нацистской администрацией, никак не отменяет того, что советская власть репрессировала его по национальному признаку», — объяснил Бондаренко Би-би-си.