За 15 лет до объявления о «денацификации и демилитаризации» Украины Владимир Путин появился на обложке Time, став человеком года по версии журнала. Это случилось спустя семь месяцев после знаменитой «мюнхенской речи» февраля 2007-го, в которой президент РФ дал понять, что не намерен мириться с однополярным миром. В американском издании свой выбор тогда объяснили так: «Внимательный и вдумчивый агент КГБ вернул находившуюся на грани развала страну на геополитическую карту мира».
«Это признание мира таким, каков он есть, и наиболее влиятельных личностей, и сил, меняющих этот мир в лучшую или худшую сторону. В конце концов, речь идет о лидерстве, о дерзновенном руководстве, меняющем лицо Земли».
Меньше чем через год Кремль начал войну против Грузии, в которой, по словам основателя Центра Чавчавадзе Зазы Бибилашвили, «отношение к России было чуть более лояльным, чем сегодня».
«Россия официально считалась посредником, а не оккупантом. Тем не менее, что ее поведение по отношению к Грузии не менялось. Москва спекулировала на панкисской теме, открыто угрожала главе государства из-за трубопроводов и организовала против него два теракта (на президента Эдуарда Шеварднадзе были совершены покушения в 1995 и 1998 голах, — прим. ред.), ввела карательный визовый режим для граждан Грузии и т. д. Я не припомню, чтобы тогда у нас кто-то восхищался имиджем Путина. Но вскоре в Грузии заработала вялая российская агентура 1990-х годов и пропагандистская машина, которая служила внушению ненависти, страха и послушания России».
По словам Бибилашвили, грузинскому обществу повезло стать свидетелем «Революции роз» до окончательного путинского укрепления.
«Это подарило Грузии девять лет беспрецедентной трансформации и развития, конец которым положил Иванишвили в 2012 году. Нападение России на Украину раскрыло все карты. Антиоккупационные настроения грузинского народа находятся на пике. С другой стороны, «Грузинская мечта» полностью сняла маску и ежедневно открыто ведет антизападную, пророссийскую кампанию. Я считаю, что в таком обществе такая политика нежизнеспособна. Следовательно, «Мечта» вынуждена перейти к более широким репрессиям, признаки которых уже есть. К счастью, выдача Гаагой ордера на арест Путина развеяла все сомнения в том, что цивилизованный мир пойдет на компромисс с Москвой».
Раскулачивание 2.0. Примут ли в России закон для уехавших «негодяев»
В прошлом Запад неоднократно шел на компромиссы. Хотя и Путин был другим. В своих первых речах он обещал защищать «фундаментальные элементы цивилизованного общества»: свободу слова, свободу совести, СМИ, права собственности. После победы на первых президентских выборах заявил, что «Россия становится современным демократическим государством». Но уже очень скоро Путин начал закручивать гайки. Война в Чечне, возвращение гимна СССР, установление контроля над независимыми СМИ – все это стало тревожными сигналами установления в России авторитаризма.
Одним из самых мощных компонентов в процессе создания глобального влияния Владимира Путина стал его собственный имидж. Он то с обнаженным торсом верхом на лошади, то демонстрирует бросковые приемы в дзюдо. Фотографии топлес, кстати, постановка. О мотивах их демонстрации в 2018 году Путина спросила журналистка американского телеканала NBC Мегин Келли.
М. Келли: Когда время от времени в западной, в американской прессе появляются ваши фотографии, скажем, где вы скачете на лошади, без рубашки, в этом есть какой-то смысл? Это зачем?
В. Путин: Ну, я отдыхаю. Есть ваши российские коллеги, есть интернет. Но так, чтобы это совсем уж целенаправленно, мы это не делаем. Берут то, что нравится. У меня очень много фотографий в рабочей обстановке, с бумагами, в кабинете, но это никому не интересно.
М. Келли: Вы хотите сказать, что людям нравится, когда вы на фотографии без рубашки?
В. Путин: Знаете, я видел свои фотографии, когда я скачу на медведе. Но я на медведе пока не скакал, но фотографии такие есть.
Как позже рассказал ключевой архитектор имиджа главы Кремля Глеб Павловский в интервью The Washington Post, демонстрация маскулинности и физической силы делалась, чтобы «Путин идеально соответствовал голливудскому образу героя-спасителя». И в какой-то момент вся эта узнаваемость путинского бренда придала России блеск силы, с которой снова нужно считаться.
По мнению Зазы Бибилашвили, образ «крутого парня» в равной степени был нацелен как на слабые стороны западной демократии, так и на расслабленных, оставшихся без вызовов политиков. Он напоминает, что в конце 1999 года, когда к власти пришел Путин, Россию уже никто не воспринимал всерьез.
«Поначалу это был ржавый остаток некогда могущественной, уже экономически искалеченной империи. А потом на протяжении долгого времени Путин действовал достаточно разумно и c правильным тактическим расчетом, так что ему сходили с рук такие неописуемые преступления, которые другим бы не сошли.
В этот период он взял под контроль СМИ и судебную систему, варварскими методами завершил войну в Чечне, уничтожил органы самоуправления и стал поглядывать на внешний фронт. Война в Ираке и астрономический рост цен на энергоносители позволили Путину заняться своими маниакальными навязчивыми идеями», — говорит исследователь Центра Чавчавадзе.
«Похоже на Майдан» и «шарахнуть по Тбилиси»: суетливая реакция Москвы на протесты в Грузии
Одной из таких идей стало восстановление империи. Сегодня о планах Путина по воссозданию «СССР 2.0» говорят все. При том, что сам он еще в 2005 году назвал распад Советского Союза «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». Автор книги «Эпоха силачей» Гидеон Рахман в одной их своих статей вспоминает, как близкий к Путину ученый Федор Лукьянов в 2019 году поведал ему об одном из главных страхов главы Кремля – потере Россией статуса великой державы.
«Его негодование по поводу того, что он считал американским пренебрежением и предательством, привело Путина к столкновению с Западом. Знаковым моментом стала речь, которую он произнес на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году. Все это предвещало многое из того, что произойдет дальше: войну с Грузией в 2008-м, аннексию Крыма в 2014-м, вмешательство в президентские выборы в США в 2016-м. И Все это сделало его иконой для сильных мира сего, которые отвергли западне лидерство и «либеральный международный порядок», — пишет Рахман.
Легкость, с которой Путин аннексировал Крым и быстрота, с которой Запад был готов простить его, по словам автора, заложили основу для неоправданной уверенности, которая привела к очередному вторжению в Украину.
«Запад долгие годы оставался в режиме самоуспокоения и самодовольства. Запад всегда сопоставлял статистические, объективные данные (экономика, военная сила, образование, демография). Это в то время, когда сила определяется готовностью использовать имеющиеся ресурсы без колебаний, а не сравнением теоретических данных.
В этой связи Путин более 20 лет шантажировал Запад. На первый взгляд, он сделал правильный расчет еще год назад («спящий» Байден, новоизбранный Шольц, вышедшая из европейской игры Великобритания, актер-президент в Украине, которого не воспринимаешь всерьез), однако, все это рухнуло, как только он столкнулся с первым серьезным противостоянием в лице украинского народа».
Десятилетия пребывания у власти, считают наблюдатели, привели к тому, что Путиным овладела мания величия и паранойя. А поощрение культа личности повысило риски того, что лидер совершит катастрофическую ошибку. И ей довелось случиться. Вторжение, которое, как казалось Путину, должно восстановить Россию в статусе «великой державы» и вписать его имя в книги по истории, пошло не по плану. «Путин вовлек себя в жестокую войну на истощение».
До 24 февраля на Западе практически в унисон твердили: «Не нужно провоцировать диктатора». В январе 2022-го канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Берлин не планируют поставлять Украине оружие. Президент Франции Эмманюэль Макрон, который чаще других общался с Путиным, заявил: «Тот, кто верит в Европу, должен уметь работать с Россией».
Но страхи перед «мощной российской армией» развеялись благодаря стойкости ВСУ. Путин стал объектом насмешек. К примеру, лидеры «Большой семерки» высмеяли фото главы Кремля на коне и с голым торсом. Бывший уже премьер Великобритании Борис Джонсон предложил снять пиджаки, чтобы показать, «что мы круче Путина».
Более смелые заявления стали делать даже ближайшие партнеры России, такие, как Казахстан. В ходе Петербургского международного экономического форума президент Касым-Жомарт Токаев в присутствии Путина заявил о непризнании независимости т. н. «ДНР» и «ЛНР».
«Подсчитано, что если право нации на самоопределение будет реализовано на всем земном шаре, то вместо 193 государств на Земле возникнет более 500-600 государств. Это будет хаос. По этой причине, мы не признаем ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию. Этот принцип будет применен и в отношении квазигосударственных территорий, которыми, на наш взгляд являются Луганск и Донецк».
Союзная Армения отказалась проводить у себя учения ОДКБ, напрямую назвав присутствие российских военных в нынешних условиях угрозой. Учения отменил и Кыргызстан.
Непочтительное отношение к Путину, кажется, теперь проявляется даже в мельчайших деталях. Президент РФ, в прошлом позволявший себе опаздывать на аудиенции с королевой Великобритании или Папой Римским, после начала войны в Украине сам стал вынужден переминаться с ноги на ногу в ожидании лидеров то Узбекистана, то Кыргызстана.
«Как и все хулиганы, Путин преследует тех, кого считает слабыми, но отступает всякий раз, когда сталкивается с силой. Когда его недавнее бряцание ядерным оружием было встречено глобальным осуждением и обещаниями «катастрофических последствий», он быстро отказался от этой уловки. Точно так же, когда его угроза выхода из сделки по экспорту зерна была встречена решимостью Турции продолжать поставки, он смиренно отступил. Путин пообещал «нанести ядерный удар» в защиту аннексированного Херсона и даже заявил: «Я не блефую», но, когда позиция его армии стала несостоятельной, он просто отступил», — пишет канадский адвокат Даниэль Билак в New Voice.
Чтобы обойти стороной неудобные вопросы, пусть и заранее согласованные, Путин отказался от ежегодной большой пресс-конференции. Окончательное фиаско российский лидер потерпел в марте 2023 года, когда Гаагским судом был выдан ордер на его арест.
По словам источников издания Meduza, близких к администрации президента, Кремль в преддверии президентских выборов собирался продвигать образ Путина как «борца с Западом», «защитника стран Латинской Америки и Африки от колониального угнетения» и «одного из главных лидеров многополярного мира». Но необходимые для этого заграничные поездки из-за решения МУС теперь стали под вопросом.
20 лет Путин в тандеме со своими пропагандистами методично выстраивал образ «отца нации». Основной задачей было создать в головах россиян и не только миф о «твердой руке». И многие в него поверили. Но война в Украине, кажется, развеяла иллюзии и показала разрыв между реальным человеком и альфа-самцом с экранов. Заза Бибилашвили заключает:
«Путин очень любит историю, но с ним случилось то же самое, что и со всеми такими лунатиками – возомнил о себе многое, потерял чувство реальности, в какой-то момент пошел на большой риск, откусил больше, чем смог проглотить. В результате на наших глазах рушится не только то, что он строил 23 года, но и то, что ранее создавалось веками».