Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Суд вынес решение о ликвидации информационно-аналитического центра «Сова» (объявлен в России «иностранным агентом»). Этого после внеплановой проверки потребовал Минюст России. «Если организация все же будет ликвидирована, люди от этого не исчезнут», — говорил ранее Би-би-си руководитель «Совы».
Судья Мосгорсуда за пять минут удовлетворил иск Минюста о ликвидации центра, пишет «Медиазона» (в реестре «иноагентов»), которая вела трансляцию из зала суда.
Формальной причиной для подачи иска министерство указало проведение мероприятий вне региона регистрации — то есть за пределами Москвы. Ранее на том же основании была ликвидирована Московская Хельсинкская группа — старейшая в России правозащитная организация, которая работала с 1970-х годов.
«Сове», в частности, вменялось участие в Варшавской конференции по человеческому измерению ОБСЕ, а также выступления на круглых столах и семинарах в российских регионах.
В «Сове» заявляли, что с позицией Минюста не согласны и будут спорить с ним в суде.
Как отмечали в центре, волна нападок на него началась еще прошлой осенью, когда на нескольких сайтах и телевидении вышли сюжеты с обвинениями «Совы» в «русофобии», противодействии «традиционным ценностям» и сотрудничестве «не с теми партнерами».
После этого лидер движения «Ветераны России» обратился в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку центра. По ее результатам Минюст и потребовал ликвидировать организацию.
Информационно-аналитический центр «Сова» был открыт в Москве в 2002 году, занимается исследованиями в области национализма и ксенофобии. Все это время его возглавляет публицист Александр Верховский. Помощь в создании центра оказывала Московская Хельсинская группа.
«Непомерный буквализм в применении закона»
Верховский говорил Би-би-си, что не знает, какие могли быть истинные причины для иска Минюста России.
«Прямой гипотезы у меня нет, — рассказывал он. — Была такая последовательность событий. Прошлой осенью на нас был публичный наезд на [телеканале] «Россия 24″ — непонятно, в связи с чем: мол, мы вообще плохие, деньги берем на Западе, ЛГБТ почему-то [приплели]». По словам Верховского, такое случалось и ранее, но «не имело последствий, а тут возымело».
Руководителя «Совы» и еще несколько человек в ноябре прошлого года вывели из президентского совета по правам человека.
«За день до этого президентского указа прокуратура потребовала от Минюста провести у нас проверку. А дальше Минюст раскачался, по результатам проверки был подан иск. При этом никакой претензии к содержанию нашей работы по существу не предъявлялось», — рассказывал Верховский.
Претензию Минюста в осуществлении деятельности за пределами Москвы, где зарегистрирована «Сова», Верховский называл «формальной придиркой»: «Юридически это непомерный буквализм в применении закона, который не практиковался раньше, не практикуется и сейчас за несколькими исключениями. До нас тем же методом попытались ликвидировать только Московскую Хельсинскую группу, а затем очень старую правозащитную организацию «Человек и закон», с 1990-х годов существующую в Йошкар-Оле. Мы третьи. Может быть, кто-то еще уже на подходе».
«Не знаю, насколько сильно властям нужно ликвидировать именно наши три организации и открыть тем самым возможность для кучи чиновников по каким-то их личным нуждам закрывать направо и налево общественные организации — они как правило, все местные. Неплохо было бы судебной системе отыграть это назад. Я не очень большой оптимизм по этому поводу испытываю, но в принципе еще есть время спохватиться», — говорил Верховский.
«Если мы проиграем, будем обжаловать решение. На это может уйти больше месяца. Но если мы проиграем суд в двух инстанциях, организацию могут ликвидировать немедленно», — объяснял еще до суда руководитель «Совы».
«Если организация все же будет ликвидирована, люди от этого не исчезнут. Те, кто захочет продолжать деятельность, такую же или похожую, придумают, как это делать», — подчеркивал Верховский.
Чтобы продолжать получать новости Би-би-си, подпишитесь на наши каналы: