С 2021 года Грузия – постоянный участник международных учений Defender. Но в 23-м официальный Тбилиси внезапно изменил этой традиций. Для критиков власти это – очередной тревожный звонок, свидетельствующий об отказе Грузии от прозападного курса. На фоне кризиса между странами, который окончательно оформился после ввода Соединенными Штатами персональных санкций в отношении грузинских высокопоставленных судей, отношения Тбилиси и Вашингтона могут еще больше осложнится.
Defender 23 – многонациональные совместные учения под руководством европейского командования Соединенных Штатов. Их цель – повысить оперативность и готовность совместимости между союзниками и партнерами США и НАТО. Особое значение такие маневры получили после полномасштабного российского вторжения в Украину. Именно поэтому для многих стала неожиданностью новость об отказе Тбилиси от участия в них.
Интригу добавляет и то, что еще в начале апреля Грузия числилась в списке стран-участниц на сайте Пентагона. При этом с самого начала со списком случилось некоторое недоразумение, но в отношении Армении. Ереван, также оказавшись среди заявленных участников, сообщил, что учения в их планы в этом году не входили. Позже перечень стран с сайта Минобороны США удалили, а в штаб-квартире Пентагона принесли извинения с многозначительным пояснением о «возможной путанице».
Среди стран, которые точно примут участие в маневрах – Эстония, Франция, Германия, Греция, Италия, Латвия, Польша, Португалия, Румыния, Испания, Великобритания и, собственно, США.
«На данный момент Грузия в учениях не участвует», – цитирует издание Accent News пресс-службу сухопутных войск США в Европе и Африке. Военные учения, говорится в комментарии, это динамичное и часто подвижное мероприятие, где участие ожидаемых стран может измениться по любой причине.
Лаша Дзебисашвили: «Отсутствие сил России на Южном Кавказе – результат войны в Украине»
Согласно официальному заявлению Пентагона, ожидается, что в этом году в маневрах будут задействованы около 9 000 американских военнослужащих, а также порядка 17 000 военнослужащих из 26 стран-союзников и партнеров.
«Эти ежегодные учения, длящиеся почти два месяца, сосредоточены на стратегическом развертывании базирующихся в США сил, использовании предварительно размещенных армейских запасов и оперативной совместимости с европейскими союзниками и партнерами», – заявила заместитель пресс-секретаря Пентагона Сабрина Сингх.
Ключевым в пояснениях госпожи Сингх, вероятно, является тезис об «оперативной совместимости». В заявлении Минобороны Грузии от 2 мая делают аналогичный акцент, перечисляя приоритеты грузинской армии. Но приводят это в качестве аргумента для отказа от Defender 23.
Министерство обороны также подчеркнуло, что Грузия постоянно принимает участие в международных военных учениях – «Достойный партнер» (Noble Partner) и «Твердый дух» (Agile Spirit). Еще один аргумент главы ведомства Джуаншера Бурчуладзе заключается в материально-технических трудностях.
«Конкретное учение может быть связано с различными логистическими затратами и трудностями. Мы не видим в этом проблемы, и никто не должен».
Общаясь с журналистами, министр на всякий случай подстраховался, напомнив, что в прошлом году в Грузии прошло рекордное количество международных тренингов. А ее представительство за рубежом «находится на рекордно высоком уровне». «Поэтому спекулировать на этом нет никакой перспективы».
С оправданиями в ответ на критику выступил и спикер парламента Грузии. В своем Twitter Шалва Папуашвили написал, что вклад страны в миссии, которыми руководит Запад, во много раз превышал то, что делали другие государства-члены НАТО. Он даже опубликовал список стран с миротворческими миссиями в Афганистане, согласно которому, по количеству военнослужащих Грузия опережает 31 страну Североатлантического альянса и 28 стран-участниц, а также занимает первую строчку в списке стран-партнеров.
Военные эксперты аргументы власти называют слабыми. Специалист по вопросам национальной безопасности, депутат от оппозиции Теона Акубардия подчеркивает, что финансовая сторона, включая материально-технические и логистические затраты, при организации подобных учений, как правило, берется партнерами на себя. Так было и два года назад, когда Defender прошел в Грузии.
«Это четкий сигнал дистанцирования от НАТО и Запада, и знак того, что вступление в НАТО, также, как и обеспечение территориальной целостности и суверенитета страны, больше не является декларируемым национальным интересом для Грузии».
Такие заявления, по словам Акубардия, наносят ущерб развитию Сил обороны Грузии. Она призвала парламентский комитет по обороне и безопасности поинтересоваться истинными причинами, по которым министр отказался от отправки солдат на американские учения. Ведь совсем недавно Грузия была в числе стран-участниц. Депутат связала это решение с введенными в начале апреля США визовыми ограничениями в отношении четырех высокопоставленных судей.
Американский удар по «судебному клану»: санкции США – сигнал олигарху Иванишвили
«Важно и то, что в этих учениях принимает участие Молдова, которая не вступает в НАТО и не имеет такого уровня сотрудничества с США и НАТО, как Грузия. В контексте, когда Россия последние годы наблюдала за этими военными учениями и даже выражала свое недовольство, неучастие Грузии в них является прямым подарком Кремлю и наносит ущерб нашей обороноспособности, особенно с учетом того, что обороноспособность Грузии имеет первостепенное значение для обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны».
На фоне продолжающейся агрессии России в Украине, считают оппоненты властей, особенно важно усиливать обороноспособность Грузии и сближаться с евроатлантическими структурами. Поэтому неожиданный отказ Тбилиси от участия в маневрах многие расценили как продолжение «политики нераздражения России». Оппозиционер Хатия Деканоидзе с трибуны парламента заявила, что «Грузинская мечта» – первое правительство, которое так открыто противостоит стратегическим партнерам.
О необходимости еще большего развития военной обороны в виду понятных причин говорит и прибывший с визитом в Грузию представитель генерального секретаря НАТО по вопросам безопасности Джеймс Аппатурай. Он призвал партнерские страны к максимальному сотрудничеству в учениях.
«В конце концов, мы сейчас находимся в ситуации, когда способность защищать себя в военном отношении стала еще более актуальной, еще более важной, поэтому я просто призываю к максимальному сотрудничеству в учениях», — сказал Аппатурай.
При этом посольство Соединенных Штатов к концу дня сделало заявление, не упомянув учения Defender, но в целом позитивно оценив военное сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном. В американской дипмиссии заверили, что США по-прежнему привержены углублению стратегического партнерства с Грузией и будут продолжать совместную работу, чтобы сделать обе страны более безопасными и защищенными.
«В 2023 году Соединенные Штаты и Грузия продолжат расширять масштабы совместной военной деятельности. В этом году США и Грузия совместно сосредоточили свои усилия на максимальном увеличении выгодных возможностей обучения для повышения критически важных возможностей Грузии. В рамках этих усилий мы совместно решили сосредоточить ресурсы на многонациональных учениях внутри страны – Agile Spirit и Noble Partner – и развить их предыдущий успех, чтобы наиболее эффективно укрепить оперативную совместимость Грузии и ее способность к устойчивости и обороне».
Сложившаяся картина, по словам экс-министра обороны Тинатин Хидашели, указывает на то, что Грузия угождает Москве, которая традиционно критиковала военную активность США и НАТО.
«Россия всегда призывает государства не принимать участие в таких учениях. Но поддержки от стран она не получает по понятным причинам. В этом году Москва получила эту поддержку от Армении. И Грузия тоже встала в ряд стран, которые разделили волнения и учли призывы России».
Свое отношение к учениям Defender Россия озвучила в марте 2021 года. На переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями глава делегации РФ Константин Гаврилов заявил:
«США продолжает переброску в Европу для учений сил и средств, они нацелены против РФ, инфраструктура наращивается».
Тогда, раскритиковав решение о проведении маневров, Москва, кроме прочего, перебросила к границе с Украиной до 40 тысяч военнослужащих.
В Грузии оппоненты власти убеждены: отказ от учений, проводимых главным стратегическим партнером страны, нарушает одну из ключевых политических мантр: «Больше Грузии в НАТО и больше НАТО в Грузии». И ставит под удар безопасность страны.