«Мы вне политики»: почему грузин возмущает нейтральность россиян - SOVA
политика

«Мы вне политики»: почему грузин возмущает нейтральность россиян

«Я не разбираюсь в политике» и «не все так однозначно» – фразы, ставшие популярными в Грузии после начала войны в Украине, когда в стране осели тысячи россиян. Часть бежавших от режима стала озвучивать свою антикремлевскую позицию на акциях протеста в Тбилиси, но другая часть решила «не лезть политику» страны, 20% территории которой оккупированы Россией. Многие грузины не понимают такую позицию, требуя от релокантов осознания своей ответственности или хотя бы открытого осуждения агрессивной политики Кремля.

SOVA LOGO NEW SMALL политика featured, Грузия-Россия, Зураб Читая

Оккупация по-прежнему остается главным вызовом грузинского государства и сенситивной темой для ее жителей. А также главным барьером в отношениях с Россией. После российско-грузинской войны 2008 года Грузия приняла закон «Об оккупированных территориях», согласно которому иностранные граждане могут посещать оккупированные Абхазию и Цхинвальский регион только через подконтрольную Тбилиси территорию. В противном случае – штраф или тюремное заключение от двух до четырех лет.

Но зачастую это не мешает россиянам не только нарушать закон, но и посещать после этого «солнечную Грузию». Так в ноябре 2022 года произошло с известной российской селебрити Ксенией Бородиной, которая «красиво слетала в Грузию», а незадолго до того посещала оккупированную Абхазию. Не сработал закон и в случае с российским певцом Львом Лещенко. Летом 2021 года в СМИ появилась информация о том, что выступавший в 2013-м в Сухуми по случаю празднования «Дня независимости» певец находится в Грузии.

Одним из самых известных нарушителей «Закона об оккупированных территорий» был бывший мэр Москвы Юрий Лужков, посетивший Грузию с супругой в мае 2017 года. Удалось сделать это и французскому актеру с российским паспортом Жерару Депардье, побывавшему в Абхазии в 2013-м.

Впрочем, случается так не только с известными в России персонами, но и с простыми россиянами, посещавшими неподконтрольные Тбилиси регионы, особенно Абхазию. В условиях международных санкций она стала одним из главных туристических направлений для граждан РФ. О поездках в регион с «восхитительными пейзажами» приехавшие в Тбилиси россияне рассказывают сами. А когда журналисты спрашивают, считают ли они Абхазию оккупированной со стороны России, отвечают стандартной фразой: «Мы в политике не разбираемся».

Релокация или «культурная оккупация»: как мигранты из РФ обживаются в Грузии

Но дело не только в физическом пребывании на оккупированных территориях. У этого вопроса есть и другая – моральная – сторона. Многие считают: даже если человек не посещал Сухуми или Цхинвали, он должен осудить оккупацию.

«Ни о какой «вне политики» не может идти и речи сегодня. Это просто глупая, бессмысленная фраза. Не существует никакой политики во время войны и уж тем более никакой политики, если ты представитель той страны, которая так или иначе воюет или атакует. Или атакована. Это как, будучи родственником, допустим, убийцы, насильника, приехав в гости к родственникам жертвы, говорить: мол, давайте не будем этот вопрос поднимать, мне бы не хотелось занимать чью-то сторону. Ты тут либо занимаешь сторону, либо сидишь дома. Если ты «вне политики», тебе лучше остаться дома. Или, как минимум, ехать в страны, которые тоже «вне политики». Страны, которые являются стороной конфликта, у которых оккупированы территории, убиты и похищены люди, у которых, как в нашем случае, холодная фаза войны продолжается… Поэтому невозможно быть «вне политики». Потому что нет политики, это называется война. Говорить, что ты не хотел бы знать об оккупации, убитых, беженцах или не хотел бы об этом говорить, но при этом хотел бы оставаться на территории этой страны… Как ты выглядишь? Как минимум, лицемером. Как средний вариант – мягким соучастником», — говорит журналист, ведущий «Радио Дранда» Зураб Читая.

При этом в Грузии периодически происходят инциденты, актуализирующие тему оккупации. Так было в апреле этого года, когда во дворе жилого комплекса в одном из районов Тбилиси был замечен припаркованный автомобиль с российскими номерными знаками и надписью: «Следственный комитет РФ». Российская символика, особенно на фоне продолжающейся агрессии Кремля в Украине и ползучей аннексии в Грузии, вызывает возмущение у местных жителей.

ФОТО SOVA: автомобиль с номерными знаками СК РФ в Тбилиси

В сентябре 2022 года в грузинских соцсетях разошлась фотография флага России, поднятого над одним из частных домов курортного поселка Чакви на Черноморском побережье Аджарии. Вскоре неизвестные ребята в балаклавах взобрались на крышу дома, сорвали флаг и сожгли его.

Еще один российский символ, вызывающий неприятие в Грузии, – георгиевская лента. Эта тема приобрела особую актуальность после аннексии Крыма в 2014-м. Молодые грузинские активисты в разных частях страны отслеживали автомобили с российскими номерами, украшенные полосатыми ленточками, требуя от владельцев снять символ имперских амбиций РФ.

342761834 1953973101620409 1470896844849504462 n политика featured, Грузия-Россия, Зураб Читая

По словам Читая, сегодня Россия и российская символика – «это примерно то же самое, что Германия в 1940-х.

«Любая государственная или окологосударственная символика РФ настолько токсична и неуместна, что, если ты считаешь это нормальным, то ты соучастник преступлений, которые совершает Россия. Поэтому выбирать сторону – хочется того или нет – является данностью», – говорит журналист.

В начале мая этого года гражданский активист Ника Парулава зафиксировал в центре Тбилиси российский автобус с вымпелом «Охрана президента России». Молодой человек в прямом эфире в соцсети потребовал от владельцев автобуса снять символику и попытался объяснить гостям, почему это неприемлемо.

– Снимай это с машины!
– А ты кто?
– Гражданин страны, которая оккупирована вами.
– Украинец?
– Грузин. Что, Грузия не оккупирована вами?
– Нет.
– А что тогда в Абхазии произошло?
– У абхазов спроси.
– Что спрашивать? Что, Россия не оккупировала ее?
– Нет. Слушайте, я от политики далеко.

Игнорирование тем, важных для грузин, вызывает не только агрессию, но и сарказм. Грузинские блогеры записывают высмеивающие видео о том, что думает «буквально каждый россиянин в Тбилиси»:

«Здравствуйте, меня зовут Юля, я профессиональная фудблогерша. Но сегодня я вам расскажу о том, что мы уже год живем в Грузии, у нас здесь бизнес… Извините? Оккупация? Послушайте, я уже сто раз говорила – я аполитичная, и вообще я пацифистка».

В действительности понять, сколько в России реально аполитичных людей, сложно. Согласно данным мартовского опроса «Левада-Центра», 12% россиян не считают возможным свободно говорить о политике Кремля, а 22% не испытывают такой потребности.

3 мая 2023 года Центр восточноевропейских и международных исследований (ZOIS) опубликовал исследование под названием «Русские на Южном Кавказе: политические установки и война в Украине», согласно которому, россияне, проживающие в Грузии, были менее вовлечены в политическую деятельность во время проживания в России (в т. ч. в протестах против войны в Украине), чем россияне, перебравшиеся в Армению. Проживающие там респонденты, в отличие от Грузии, активно участвовали в политической деятельности во время пребывания в России, участвуют в политических дискуссиях после выезда за границу.

[áмбави] Грузинский ремейк РФ-закона: в Тбилиси ищут иноагентов

Согласно исследованию, ответственными за политическое будущее России себя считают менее 40% респондентов, опрошенных в Грузии. Около 30% указали, что никогда не испытывали чувства ответственности. Многие просто не знали, как ответить на этот вопрос.

При этом гражданам Грузии важно понимать, что приезжающие россияне осознают свою ответственность или хотя бы имеют четкую позицию. Оппозиция и гражданский сектор давно призывают власти ужесточить контроль над потоком россиян. В Тбилиси даже проходили акции с требованием ввести визовый режим с Россией. Чтобы фильтровать тех, кто попадает в страну с потоком бегущих от режима, а на самом деле не осуждает агрессию Путина против Украины или оккупацию Грузии.

Вопрос ответственности или готовности зафиксировать свою позицию в августе 2022 года поднял популярный в Тбилиси бар Dedaena. Владельцы ввели т. н. визовый режим для российских посетителей, чтобы убедиться в их антикремлевских взглядах. Чтобы попасть в бар, им придется подписаться под пунктами об осуждении оккупации и войны в Украине.

«Мы не радикалы, чтобы запрещать русским или русскоязычным посещать бар. Несмотря на то, что мы – бар, а не страна, мы позаимствовали план действий у больших и успешных государств. Мы посчитали, что такая политика садилась в разумные, политкорректные рамки и полностью соответствовала стоящим перед нами вызовам», – сказал владелец бара Дата в беседе с SOVA.

Главным импульсом к созданию «барных виз» стало вторжение в Украину и вызванный этим бесконтрольный поток россиян в Грузию. Согласно же опросу, осевшие в Тбилиси россияне внимательно следят за продолжающейся войной. Небольшая их часть периодически участвует в акциях солидарности с жертвами российской агрессии.

Такая акция проводилась на проспекте Руставели 24 февраля 2023 года – в годовщину начала полномасштабной войны. Но помимо солидарности с Украиной, грузины выступали с протестом относительно инициирования в парламенте аналога российского закона об иноагентах. В гражданском обществе считают, что законопроект усиливал российское влияние в Грузии.

По этой причине многие релоканты тогда не присоединились к протесту, выступив с инициативой собственной акции у секции интересов РФ в Тбилиси. В поддержку Украины. К главной акции на Руставели эти россияне не хотели присоединяться, по словам организаторов, поскольку там затрагивались и внутригрузинские вопросы, а они «не хотят вмешиваться во внутреннюю политику Грузии».

Жители страны, впрочем, не ожидают от россиян знаний тонкостей внутренней политики, но требуют уважения территориальной целостности. В сентябре 2022 года, после объявления частичной военной мобилизации в РФ, в интернете появился «Гайд по выживанию» для россиян, прибывающих в Грузию. Это был своего рода список рекомендаций – как себя вести в стране, с которой Москва воевала в 2008 году. Гайд предостерегал помнить, что «20% Грузии оккупированы Россией».

«Если же Z-символы и идеология пропитали лишь вашу голову и на первый взгляд это незаметно, то, когда вы въедете в Грузию, тут вас идентифицируют максимально быстро», — подчеркивалось в гайде.

Фантомные боли «Грузинской мечты»: «второй фронт» и пропаганда